К содержанию Архива 

reth4.gif (18433 bytes)

Education+

Sine ira et studio

Без гнева и пристрастия

 

Эрлен Вакк

 

   Эрлен Вакк


Об инстинкте самосохранения нации,
трагической истории Москвы и нравах нынешних

(заметки литератора)

 
  • Даже беглое изучение истории государства Российского повергаете ужас. И это при том, что приход христианства закрыл от нас навсегда подлинную историю раннего средневековья Киевской Руси.
  • От истоков до октября 1941 г.

    От государства Шумеров и Месопотамии, государств языческих, остались кумранские таблицы-тексты, вошедшие через несколько сот лет в Ветхий и Новый Завет. От древней языческой Греции осталась культура эллинов, эпос Гомера, великая античная философия и атомистика. От Капитолийской волчицы - культура и история расцвета и гибели блистательного языческого Рима. А что осталось от истории древней языческой дохристианской Руси? По свидетельству европейских путешественников в восточной Европе в средние века существовало огромное государство Киевская Русь, простиравшееся от Дуная на западе до Волги на востоке и от Черного моря до Белого. В дошедших до нас летописях-хрониках Руси, написание которых датируется X-XI в.в., самое раннее упоминание о Киевской Руси относится к VIII-IX векам. Уже в это время, как следует из летописей, шли непрерывные междоусобные раздоры по всему пространству Руси. Предательство, вероломство и жестокость, даже по отношению к близким родственникам, стали обычным делом. Междоусобицы продолжались и в последующие века и настолько ослабили Русь, что разобщенные феодальные княжества оказались не в состоянии дать коллективный отпор полчищам Батыя и в средине XIII в. Русь пала под копытами Орды. Но ведь было огромное государство, создание которого невозможно в период раздоров, междоусобиц и разорения. Странным образом образование этой "черной дыры" в истории Государства Российского совпало с приходом православия на Русь, которое само по себе не прекратило феодальные междоусобицы X-XIII веков и не спасло государство от татаро-монгольского нашествия. Но и во времена Ига русские князья продолжали набеги на владения соседей, вовлекая в эти распри ордынских вождей. Новые людские и материальные потери, полон, бесчестье, горы трупов.

    Наконец стали ослабевать путы Золотой Орды. Стали возрождаться и крепнуть княжества Суздальское, Владимирское, Тверское и, особенно, Московское. И что же?! Даже после "Стояния на Угре" в 1480 г., что формально знаменует конец татаро-монгольского ига, четырежды Москва была захвачена и отдана на поток и сожжение крымскими и казанскими ханами и князьями литовскими.

    В 1605 г. Москва была захвачена Лжедмитрием и поляками. Война 1812г. Москва сожжена, в Москве наполеоновская армия. Октябрь 1941 г. Просто чудом, благодаря отчаянному сопротивлению, огромным людским потерям, решительности военного командования и неподготовленности немецкой техники к войне в условиях жестоких морозов, Москва не была занята врагом. Да, только в этот единственный раз Москва не стала военной добычей армии иностранной державы. Но кошмар 16 октября 1941 г. еще живет в памяти москвичей.

    Московские пожары и российские междоусобицы

    Древние поселения на территории Москвы были исключительно деревянными. Но как можно было не извлекать уроков из прошлого. Москва горела сотни раз, она выгорала дотла и во время нашествий, и во время засух, и просто из-за неосторожного обращения с огнем.

    Опять валили деревья, стучали топоры, возводились терема и церкви, посады, складские помещения. Все тесно, скученно, без какого либо плана и разделения города таким образом, чтобы пожар, возникший в одном посаде” не уничтожил весь город.

    Главный защитник города - Кремль до конца XIV в. строился тоже деревянным. А ведь Москва стоит на глине и кирпичному и гончарному делу москвичей не нужно было обучать стать.

    Поразительная беспечность национального масштаба! Горела ведь многократно не одна Москва. За время московских пожаров в огне погибли сотни тысяч людей. Как только начинался пожар в городе, князья и бояре с чадами своими и домочадцами бежали в загородные владения, оставляя все население на гибель в дыму и огне. В тесных скученных застройках жар стоял такой, что даже немногочисленные строения из белого камня и кирпича рассыпались в прах.

    Вот как пишет Иван Забелин в своей "Истории города Москвы": ..."Неодолимые препоны в нашем же древнем коснении... целые века заставляли нас обитать в деревянных городах, молиться в деревянных храмах... Дерево постоянно съедал вольный огонь без остатка... Целые столетия над Русскою землею из конца в конец ходил неустанно Божий батог. Божий бич с именем пожара".

    Первый пожар в результате захвата Москвы Рязанским князем Глебом был осенью 1177 года: "...и поже город весь и села" - писал летописец (До конца XIV в. только соборы строились каменные, да не все). Далее город был пленен и сожжен в Батыево нашествие в 1238 г. В XIV в. в течение 13 лет произошло четыре больших пожара: в мае 1331 г.; в 1335 г.; в июне 1337 г.; в мае 1343 г.

    Деревянный город и Кремник были легкой добычей для соседей - политических противников Московского княжества, четырежды выжигавших Москву. А ее все отстраивали деревянною. В 1354 г. Москва с Кремником опять горит. Спустя одиннадцать лет Москву выжигает дотла самый страшный, сопровождавшийся ураганным ветром, "Всесвятский пожар", получивший название от церкви Всех Святых, загоревшейся первой.

    И только после этой трагедии принимается решение строить город каменный. Двести лет потребовалось для того, чтобы заработал инстинкт самосохранения.

    Но и эти огромные жертвы - итог беспечности национального масштаба, ничто по сравнению с потерями, которые понесла Москва и остальная Русская земля в результате нашествий, происходивших уже после Куликовской битвы, которая, как помнит каждый школьник, была в 1370 г.

    Разгромленное войско Мамая перешло после смерти незадачливого хана к Тохтомышу, который подступил к Москве. Узнав о походе Тохтомыша, Великий князь начал было собирать дружину, "но отовсюду встретил в князьях и боярах празднество и распрю, еще и оскудение воинства" - писал летописец. История повторялась, инстинкт самосохранения, собравший русские рати на бой с Мамаем, на этот раз не сработал. Пока Великий князь Дмитрий собирал воинов в Костроме, а Владимир Андреевич на Волоке, Тохтомыш предпринял несколько безуспешных попыток, чтобы приступом взять уже каменный Кремль. Тогда он пошел на обман, запросив мир у защитников Кремля. Ему помогали два предателя-отступника - Суздальские князья Василий и Семен, сыновья тестя князя Дмитрия. Когда осажденные во главе с духовенством, с хоругвями и пением вышли из Кремля, на них набросились татары и изрубили. Первым был убит у Фроловских (Спасских) ворот, руководивший обороной Кремля литовский князь Остей, "обольщенный лживыми речами и лживым миром", о котором клялся на кресте князь-предатель Семен.

    Когда вернулся Великий князь Дмитрий, то застал заваленный трупами и разоренный город. Горько заплакал он и велел хоронить "по полтине от сорока убиенных". Уплатил он триста рублей. Стало быть захоронено было по деньгам 24 тысячи изрубленных людей. Летописец же пишет, что "мало сказать тысяча тысяч". А меж тем митрополит Киприан, который тоже "склонился к миру" и возглавлял шествие, татарами не был тронут.

    Спасибо Ивану Забелину, наши то историки и при советской власти и ныне не любят говорить о нашествии Тохтомыша и им подобным. Все пишут о величии России, о "самости", ("мы-ста, да я-ста, к нам не подходи, к нам не подходи, кто с мечом придет, от меча и погибнет" и прочая, и прочая). Только зная подлинную, полную неисчислимых бед историю родной земли, можно понять трагедию народа, во все времена предаваемого своими же князьями и боярами.

    "Неизобразимые ужасы Тохтамышева нашествия надолго оставили свои страшные следы в том бесконечном трусливом опасении, с каким потом Москва встречала каждый татарский набег" - пишет Забелин.

    А между тем, помимо набегов татарских ханов, предательства и междоусобицы сгубили на Русской земле к концу XIV в. столько невинного народа, столько было угнано в полон, что ни одному летописцу не .сосчитать. Но это было только начало. В 1395 г. снова погорело, как указано в летописи, "неколи ко тысяч дворов". И в то же лето новая напасть обрушилась на Русь - поход Тамерлана. Как пишет историк, богомольные и благочестивые помыслы осенили и воинство Великого князя, ставшего в ожидании Тамерлана на Оке. Следствием этих помыслов, по словам летописца, явилась передача иконы Владимирской Богоматери в Москву из Владимира. В день встречи иконы в Москве на Кучковом поле Тамерлан, который до этого стоял на одном месте, не по подаваясь "ни семо, ни онамо" - ни туда, ни сюда, неожиданно для русского воинства повернул назад, в азиатские степи. Но вряд ли в истории нужно полагаться на чудеса и вещие сны, которые вроде бы обуяли Тамерлана. Скорее всего интуиция опытного полководца подсказала ему, что не следует ради взятия Москвы рисковать утратой власти и славой непобедимого.

    От Тохтамыша до Тамерлана прошло 13 лет и еще через 13 лет появился неожиданно в зимнюю пору под Москвой хан Едигей с многочисленным войском. Пока народ, сбежавшийся под каменные стены Кремля, готовился к худшему, а князь Московский под Костромой опять собирал дружину, в Орде начались свои усобицы и Едигей, разорив все земли вокруг Москвы и взяв выкуп у осажденных, ушел, уведя в полон тысячи и тысячи людей. Один татарин вел по сорок человек, увязанных гуськом. По мнению историка нашествие Едигея - результат заговора московского боярства против Великого князя, против идеи единого сильного государства. "Московская область по этой крамоле была опустошена Едигеевьши полками от Рязанских пределов до Галича и Белоозера, "бысть тогда во всей Русской Земле всем христианам туга велика и плач неутешим и рыдание и кричание, вся бо Земля пленена бысть".

    А сам Едигей прислал с дороги письмо Великому князю, в нем он называл имена некоторых "старых" бояр, которых бы надо слушаться князю. Здесь уже, по мнению историка, скрывался зародыш будущих смут и усобиц. Как и в Киеве, началась в Москве домашняя усобица дяди с племянником, а потом племянника с двоюродными братьями, Началась усобица в день смерти Великого князя Василия Дмитриевича и продолжалась с переменным успехом целых 27 лет с 1425 г. по 1452 г. Стоит ли удивляться, что пользуясь смутой, все время внезапными набегами напоминали о себе татары (По "Истории" Карамзина российские усобицы стали как бы образом жизни феодального государства. Не пошли князьям впрок ни Батыево нашествие, ни пожары, ни увещевания православных патриархов - гордыня, алчность и полное ранодушие к простому народу несли в себе зародыш несчастий).

    Во время этой усобицы в июле 1439 г. внезапно пришел к Москве Ордынский царь Мах-мет. Гонимый от Орды своим братом, он пришел на Русь и сел в Белове (Белев находится в современной Тульской области). Рать Великого князя не смогла побить Махмета и сама была бита. Великий князь бежал на Волгу. Оборонять Москву он оставил обоих Юрьевичей (Родственники Великого князя Василия (Темного), внучатые племянники Дмитрия Донского). Махмет город не взял, пожег посады и ушел,опустошив по пути Коломну. Тот же Махмет, уже царь Казанский, с двумя сыновьями, побуждаемый Дмитрием Шемякою, летом 1445 г. стал воевать из Нижнего к Мурому. Под Суздалем у Ефи-мьева монастыря сам Великий князь, израненный в бою, попался в плен. И в это же время начался пожар в московском Кремле, да такой, что полопались каменные церкви. Погибло в осаде при пожаре огромное число народу, страх перед татарами был сильней страха перед огнем. Татары, движимые корыстью, не поддержали честолюбивые помыслы Шемяки, они отпустили из плена Великого князя за большой выкуп.

    В 1451 г. случилась скорая Татарщина. Неожиданно появился под Москвой Ордынский царевич Мазовша. Он пожег посады и пошел на приступ, но был в первый день отбит, а на второй спешно отступил. Через 8 лет в 1459 г. те же татары Седи-Ахматовой орды предприняли новый поход на Москву. На этот раз сын Великого князя юный Иван Васильевич "со многими силами" наголову разбил татар.

    Наконец кончились ордынские нашествия. В 1480 г., пришедший на Угру царь Ахмет, по-стьщно побежал от московской рати, которая с таким же стьщом побежала в то же время от его полков. "Диво чудное тогда свершилось", - с удивлением отмечает летописец: "Едини от других бежаху, а никто не гнался. И таки избави Бог и Пречистая Русскую землю от поганых"

    Москве еще долго предстояло оставаться деревянною. Кроме Кремля, главных соборов и монастырей каменных домов в Москве практически не было еще лет сто. Но и в последующие века скученные и хаотически нагроможденные деревянные застройки составляли большую часть жилых домов в городе. Сильные московские пожары губили тысячи людей еще сотни лет ( С тревогой наблюдают москвичи в самом конце XX в., как в центре, где и повернуться негде, где город уже задохнулся от бензинового перегара, малейшие пустоты в кварталах буквально нашпиговываются новыми зданиями фирм и фирмочек, офисов, лавчонок и везде в узких переулках центра по обеим сторонам проезжей части и на тротуарах - машины, машины, машины... Где же наш инстинкт самосохранения? Опять приносим себя и город в жертву сиюминутной выгоде. Вместо скверов и газонов каменные коробки и неопрятные контейнеры с мусором и пищевыми отходами, в которых роются бомжи и нищие, а ведь третье тысячелетие уже стучится в московские дворы).

    Кажется только при Петре Россия очнулась от многовековой спячки и бездумного самоопустошения. То, что совершил Петр, даже по оценкам всей истории европейской цивилизации, не имеет аналогов. Разорвав своей исполинской волей историческое пространство Европы, он вдвинул в него наполовину азиатскую московскую Русь, сломав одновременно ее устои и обосновав имперское государство европейского типа. Крепостное право, однако, делало Россию заложницей старых пороков.

    Чтобы их изжить не хватило ни Петра, ни Екатерины Второй. Поражение в Крымской войне в средине XIX в. уже показало, как сильно крепостное право затормозило экономическое развитие государства. Но вот сверху, наконец-то, крепостное право ликвидировано. Александр Второй - царь-освободитель, готов уже^ под сильным давлением оппозиции в лице по сути подпольной "Народной воли", идти на введение первой за всю историю России конституцию (Даже Маркс и Энгельс в те годы писали, что в России действуют как бы два правительства. Одно законное и второе, находящееся в подполье, но угрожающее террором и бунтом).

    И что же?! Теперь инстинкт самосохранения нации изменяет "непримиримой", как бы теперь сказали, оппозиции. Фанатизм руководителей "Народной воли", их трагическое непонимание ни психологии крестьянства, ни необходимости для России прежде всего либеральных, мирных реформ, заставляют их с усердием, достойным лучшего применения, устраивать одно покушение на императора за другим, И вот - катастрофа. Зверское убийство на набережной канала царя-освободителя стало смертельным приговором, самоубийством, для самой "Народной воли". Но самое главное - отодвинуло саму возможность демократических реформ в Российской империи. А это, в сущности, предопределило гибель династии в пучине Первой мировой и гражданской войн. История не терпит сослагательных наклонений. Но исторический шанс у России был. Став конституционной монархией, Россия могла бы спокойно заниматься экономическими преобразованиями и либеральными реформами. Эта историческая аномалия, так хорошо рассказанная Трифоновым в романе "Нетерпение", изменила координаты, направление исторического детерминизма.

    В том, намечавшемся до убийства Александра Второго, направлении, могло вообще не быть ни первой ни второй Мировых войн. Это звучит фантастикой, но хотелось, чтобы звучало предупреждением: особенно нашим "левым", да и некоторым "разбушевавшимся" демократическим государствам тоже.

    Заканчивая разговор о том, как понимали инстинкт самосохранения нации последние из Романовых, можно, для краткости, ограничиться афоризмом: жестокий, тиранический царь - это проклятье его подданных; слабый царь - это трагедия для всего государства. Даже при сталинской жесточайшей тирании сработал инстинкт самосохранения нации и страна выстояла в борьбе с фашизмом.

    Новые времена, старые нравы.

    Новым трагическим испытанием для России последних двух десятилетий XX в. стал распад СССР. Мне уже приходилось подробно излагать в статье 1994 г., опубликованной в газете "Ностальгия", мой взгляд на причины и истоки распада огромной страны с единой системой распределения производительных сил, в общем с достаточно гармоничными национальными отношениями. Что, естественно, не исключало отдельных, зачастую скрытых этнических и геополитических амбиций в ряде республик.

    В контексте данной статьи мне бы хотелось напомнить читателю, как, руководствуясь личными корыстными интересами, самые видные политики и руководители государства не сумели предотвратить катастрофу, обернувшуюся практически для всех республик, в том числе прибалтийских республик, кроме Туркменистана, развалом экономики, падением уровня жизни, утратой прочного и сильного положения в мире. Но самое главное - утратой ориентиров движения, утратой национальных стимулов (ради которых не которые республики собственно и шарахались от Союза нового образца).

    И как и в предыдущие эпохи масштаб личности руководителя государства предопределял исход политического и экономического кризиса. В этой связи приходится согласиться с каким-то фатальным невезением на руководителей государства и в бывшем Союзе и в нынешней России. Казалось бы: именно в такие переломные эпохи должна накапливаться интеллектуальная энергия, которая вытолкнет на поверхность жизни ту уникальную личность, или группу лидеров, которые умом, интуицией и волей выберут тот курс развития и ту тактику движения, которые позволят с наименьшими потерями преодолеть этот временной провал истории страны. Не тут-то было. Масштаб личности Горбачева оказался смехотворно мал. Заболтал свою же перестройку. Трусливо сбежал в Фо-рос в тот самый период, когда и проверяется на прочность лидер государства. Когда решалось: быть новому Союзному договору или нет. Когда нужно было стоять насмерть, погибнуть, но не допустить до развала! Присматриваясь и к Ельцину в том числе, я невольно думаю, что какие бы сильные лозунги и черты характера он и другие его друзья и сподвижники не демонстрировали, они обязательно видят себя в системе ценностей новой жизни. А вот Петр, думал ли он о себе, когда поставил Россию на дыбы? Видел он себя на троне, или Россию во славе? А трон - это так, дань положению, атрибут власти, не более. Такой же как парадный мундир, который хоть и противно, а надевай, когда требуют обстоятельства. Когда воплощением честолюбия и воли является не должность, не сан, а благоденствие твоих подданных и страны, где ты не предмет при троне, а самый работящий хозяин и самый неустрашимый воин, самый хитроумный дипломат и в гневе и в ярости своей самый нечестолюбивый человек. Идеальный портрет конечно. Но что-то безусловно близкое этому образу было в Петре при всей его жестокости и деспотичности. Стране нужен хозяин, у которого в генах заложен не только инстинкт самосохранения, но и творческое наступательное начало, опережающее реалии сегодняшнего дня. Хозяин, который не будет оглядываться на политическую конъюнктуру, потому что он сам себе и партия и правительство и парламент: "а вы только поспевайте за мной, а отстанете - пропадете".

    Мечты, конечно. Где эта генерация титанов? А Россию могут вытянуть только титаны. Ну что при Петре мог значить какой-нибудь Зюганов или Илюхин. Он бы сморкаться в их сторону не стал. А у нас президент делает им, хоть и против воли, подарочки вроде опалы на Березовского и, скрипя зубами, терпит в правительстве тех, кого Петр (уж простите, вот привязался), выкинул бы в мгновение ока.

    Пожалуй следует отметить одну черту нашего времени: скинули Горбачева в 1991 г., ну и скинули, а в 1918 могли с чадами и домочадцами в Ипатьевский дом затянуть. Значит небольшой прогресс уже наметился. Ну что ж, подождем еще лет 70, то-то славные времена настанут, не соскучишься.

    Вечные метаморфозы российской жизни

    Российская объеденная политическая и бюрократическая жизнь протекает в поле двух минус-сил. Одна из них - психология мелкофеодального сепаратизма (помните как Ельцин, видимо сам, подсознательно, находясь в поле этой минус-силы, выдал: "берите, ребята, суверенитета столько, сколько проглотите". И пошло, и поехало... И до сих пор едет, не остановишь. А вот вторая - такая же древняя и неистребимая - чиновная минус-сила с очень развитым хватательным рефлексом. Один умник додумался: "да пусть воруют, наедятся досыта, станут честно взятки не брать". Это наши-то, российские?.. Как это у Василия Курочкина написано:

    Взятки - свойство гражданского мира,
    Ведь у наших чиновных ребят
    По обоим бортам вицмундира
    По шести двуголовых орлят.
    Ну? И спит идиот безголовый
    Пред зерцалом, внушающим страх,
    А уж грабит, так грабит здорово
    Наш чиновник о двух головах.
    Я нашел, друзья, нашел
    Кто виновник бестолковый
    Наших бедствий, наших зол,
    Виноват во всем гербовый,
    Двуязычный, двуголовый
    Всероссийский наш орел...

    Написано между прочим более ста лет назад, а будто сегодня и прямо с натуры.

    А вот с пожарами странная метаморфоза приключилась. Теперь что ни пожар - проявление инстинкта самосохранения. Ведь и дома каменные, и сигнализация противопожарная напридумана, и автоматическое пожаротушение, и автоматы при перегрузках вырубаются. Ан нет! - Горят и все тут. Нужны они теперь как средство самосохранения от государства, или как средство оказания помощи государству (???..).

    В незабвенные тридцатые годы, например, пожар на шахте, или ткацкой фабрике, или скотный двор где погорел и на, тебе: дело о вредителях, врагах народа и шпионах готово. Под эти красные петухи товарищ Сталин всю партийную оппозицию и многих, даже не причастных к ней, под корень извел.

    Сейчас, правда, народ поизмельчал, этот самый инстинкт принял сугубо камерный характер, как средство защиты от налоговых инспекций, счетных палат, следователей прокуратуры, аудиторских проверок - от всех этих водяных, леших и ведьм, что по ночам порядочным людям спать не дают.

    То Камаз горит белым пламенем, то Министерство морского флота, то Промстройбанк, то склад, то магазин, то финансовое управление МВД, то на Берсеневской набережной сразу несколько десятков офисов со всей документацией. Вот как-то запылал этаж РАО ЕЭС в Китайском проезде и господин Чубайс А.Б., человек с неподражаемым чувством юмора, прямо с поля боя сообщает в эфир: "Ну пожар и пожар, все горят и мы горим..." А чего тут, у нас все путем, все по домашнему как-то... и тишина. Этой зимой в московской школе на Староконюшенном был пожар, А надо вам знать, что когда одни тушат, то другие помещения вскрывают и проверяют: не дымит, не искрит, ничего плохо не лежит? Вот двое таких идут по школе, кабинет за кабинетом открывают и разговор у них (жаль не на чем было записать): "ну что тут возьмешь, школа, вот когда РАО ЕЭС тушили в Китайском проезде, вот это да..." Комментарий не требуется, не так ли?

    Насчет Думы было сомнение. Нет, не из-за того, что у кого-то из депутатов в кабинете пожар приключился и компьютеры погорели. Уж больно некоторые депутаты любят по канату ходить, и прямо над президентской головой, а лонжу не пристегивают. А ведь сорвутся... Здоровья у президента правда слегка поубавилось. Зато голова, ух крепкая. Так что многочисленные переломы, разрывы связок и сотрясение мозга гарантированы. Вы уж, того, пристегивайтесь. Цирк цирком, а на инстинкте самосохранения не один парламент в мире держится.

    К содержанию Архива 

    Хостинг от uCoz