Предназначенный
прежде всего для экспозиции скульптурных и
графических работ, музей давно стал одним из
культурных центров Москвы, живущих активной
духовной жизнью.
Уже десять лет
музей проводит "Пятницы", на которых
выступают артисты, музыканты, искусствоведы,
писатели, поэты, журналисты. Расположенный в
самом центре столицы на Пушкинской площади,
музей превратился в своего рода клуб, куда
приходит, в основном постоянный круг людей,
неравнодушных к судьбам российской культуры.
Вот лишь
небольшой перечень мероприятий за последние два
года:
Встреча
ветеранов общества "Десница мира".
Выступление
Кирилла Сергеевича Конёнкова и внучки
скульптора искусствоведа Аллы Кирилловны в
связи с юбилеем самого Сергея Тимофеевича.
Устный выпуск
журнала "Свет" - природа и человек.
Тематический вечер "Коленнопреклонённый
Пушкин" о неизвестном рисунке Карла Брюллова.
Вечера
посвященные 120- летию со дня рождения С.Т.
Конёнкова.
Вечер-концерт Московского содружества
литераторов.
Частые гости
музея артисты. Давний друг музея, известный
артист МХАТа на Тверском заслуженный артист РФ
Павел Борисович Винник со
своими товарищами не раз выступали со своими
импровизированными концертами. Частый гость
музея член общества "Женщины Москвы"
народная артистка РФ популярная киноактриса
Любовь Соколова.За годы существования
мемориального музея С.Т Конёнкова здесь побывала
без преувеличения вся литературная и
артистическая элита Москвы и многих городов
России.
Известный
скульптор Москвы, чьи работы приобрела
Третьяковская галерея и другие музеи России,
Галина Петровна Левицкая, была давним другом
Сергея Тимофеевича едва ли не с первого года
возвращения знаменитого скульптора из Америки в
Москву в 1945 г. Её полные юмора рассказы о Мастере
и эпизодах его жизни в Москве достойны того,
чтобы быть изданными отдельным сборником.
Вот один из
рассказов. Однажды
приехал познакомиться с Конёнковым и посмотреть
его работы Никита Сергеевич Хрущёв. Это было в
пору его бурного пребывания в должности
Генерального секретаря КПСС. У Конёнкова было
обыкновение, работая над скульптурой, сделав
одно-два движения инструментом, вдруг
остановиться и погрузиться в размышления над
предметом своего труда, потом выделить какую-то
деталь и опять задуматься - бывало на час, а то и
больше. Он в такие минуты был и в самом деле похож
на мудрого патриарха, вершащего историческое
действо.
И вот в такой
час напряжёненой внутренней работы Мастера
пожаловал Хрущёв со своей свитой. Он долго, минут
сорок, обходил экспозицию, потом подошёл к
Конёнкову, восседающему в своём патриаршем
кресле, и с восхищением сказал: Ну знаете, Сергей
Тимофеевич, здорово, я бы так не смог! Возмущению
Конёнкова не было предела. Нет, вы посмотрите, он
бы не смог! Я всю жизнь посвятил этому делу, а он
бы не смог! Старик разошёлся не на шутку. Хрущёв
стоял весь красный от смущения. Супруга
Конёнкова Марго (Маргарита Ивановна) через окно
на антресолях, где находилась их квартира, что-то
показывала знаками Галине Петровне. Нелепую
ситуацию необходимо было как-то разрядить.
Наконец Хрущёв, сам выбрав паузу, сказал, -
извините , Сергей Тимофеевич, я не так выразился,
я хотел сказать, что восхищён вашим талантом и
вашим трудом.
Поспешив
попрощаться, он удалился со свитой, наверное
проклиная себя за невольную бестактность. А сам
Конёнков ещё долго не мог успокоиться, - нет,
скажите, он бы не смог! Могучий был старик. Не чета
нашим прихлебателям от соцреализма.
По прошествии
стольких лет, вникая в созданные им образы,
ощущаешь мощь и самобытность художника,
соединившего в себе скульптора эпохи модерна и русского былинного мастера плотницкого и
столярного дела, уходящего своими корнями в Русь
языческую, самостийную, невозвратимую.

Однажды к
Конёнкову пожаловали
его земляки со Смоленщины и сообщили, что хотят
открыть на его родине мемориальный музей и
просят подарить несколько скульптурных работ.
Скульптор
сказал, - что же, дело хорошее, надо помочь. И
воспользовавшись тем, что его супруга ещё спала,
он попросил Галину Петровну помочь смолянам и
отдал им одиннадцать работ. Когда его Марго
спуталась в мастерскую дело уже было сделано и
эти работы стали достоянием музея в Смоленске.
Справедливости ради нужно сказать, что
периодически происходит обмен экспозициями двух
мемориальных смузеев - московского и
смоленского. В настоящее время в Москве
экспонируются три работы из Смоленска. В том
числе изваянный из ствола дерева, источающий
тепло человеческого тела дивный торс Айсидоры
Дункан, с которой Конёнков был близко знаком.
Два года назад
сын замечательного русского скульптора Кирилл
Сергеевич Конёнков передал в экспозицию музея
значительное количество графических работ отца.
Это стало событием едва ли не сенсационным для
исследователей творчества скульптора.
Воскрешение из небытия этой графики, невозможное
в "эпоху соцреализма", открыло нам тот
внутренний мир художника, мыслителя и философа,
который, во-первых, возвращает нас в самое начало
XX в., а, во-вторых, сближает с самыми пионерскими
представлениями о Космосе и уникальности
человеческого сознания.
Тот, кто знаком с
творчеством гениального литовца,
художника и композитора Миколоюса Кастукаса
Чюрлениса, увидев впервые на стенах музея
графику скульптора, не может не вздрогнуть от
неожиданности, настолько и колорит, и образы, и
этот воздух космических сфер, и странные
полупрозрачные небожители, и сама
многосвязность и многозначность композиций
напоминают "Сонату звёзд", "Жертву" и
другие произведения М. К. Чюрлениса.
На самом деле
это сходство продиктовано самой эпохой, в
которую создавались творения двух художников.
Исток "космогонического" мировоззрения -
начало века, время революционных прорывов в
физике Космоса и строении вещества, время
социальных потрясений в Европе. Это была эпоха
символизма и модерна в искусстве и литературе,
первые попытки проникнуть в область
неосознанного человеческой психики. Отсюда
такой пристальный интерес к истории древнейших
цивилизаций Египта и Индии, к первичным
(домонотеистическим) религиозным культам,
философам античного мира, ламоизму и даосизму.
Эти работы Конёнкова изменили саму ауру музея,
придали ему более тонкое звучание, даже как бы
раздвинули стены. Внутренний свет души художника
вышел наружу, в пространство мемориальной
мастерской.
Не удивительно,
что именно в этих стенах состоялась презентация
весьма своеобразной книги "Космогоны"
(Москва, издательство "Путь"). Автор - член
Московского содружества литераторов Вакк Эрлен
Григорьевич - поэт, писатель, публицист и учёный.
По жанру - это
научно-фантастическая поэма, которую автор
называет "пародэмой", под чёркивая этим
необходимость иронического отношения к основной
фантастической парадигме - пересадке
человеческого сознания на некий волновой пакет,
который может вполне самостоятельно
путешествовать в Космосе в отрыве от бренного
тела. Сама заявка на такой фантастический объект,
на фоне традиций научной фантастики, настолько
неожиданна, что требует совершенно
нетривиального критического подхода к таким
"рукотворным духам вселенной."
Вот что в своём
предисловии к "Космогонам" написал доктор
технических наук профессор Иосиф Лейтес, который
знает автора со студенческой скамьи: "Есть ли
грань между безудержным полётом фантазии и
интеллектуальным хулиганством? В этом смысле
"Космогоны" - в зоне риска. Это вам не Лемм и
не Брэдбери. Зачем подвергать человека
немыслимым испытаниям, ужасам биологической
мутации, как в американских фильмах "Нечто"
и "Другой", мучать кошмарами общения с
нейтринными двойниками, как в "Солярисе",
заставлять людей общаться с роботами и
терминаторами, которые так и норовят занять
место человека во вселенной. Не проще ли
превратить человека в бесплотный дух и запустить
в Космос - и все дела! Насмешка над научной
аргументацией? Подножка христианскому Символу
Веры? Кто там, в этой бездонности неизмеримых
пространств, пронизанных смертоносными
излучениями и сотрясаемых чудовищными
гравитационными катаклизмами, подлинный
хозяин?.. Я предлагаю вспомнить афоризм одного
великого физика, который говорил "эта идея
недостаточно безумна, чтобы быть правдой". Так
вот, по части безумия с "Космогонами"всё в
порядке, очередь за научной аргументацией..."
По мнению большинства выступавших на
презентации книги, автору удалась практически
неосуществимая вещь - соединение лирической
поэзии с приключенческим жанром, научными
гипотезами и философскими размышлениями о
судьбах человеческого сознания во вселенной.
"Космогоны"
заканчиваются весьма солидной статьёй автора
"Послесловие для редактора"
("Космогоны" и предпосылки психической
панспермии"), в которой он пост фактум
обсуждает все нетривиальные научные и
нравственные проблемы человеческой цивилизации,
входящие в в орбиту "Космогонов".
Стало уже
традицией подобные встречи в музее завершать
небольшим импровизированным концертом с
участием профессиональных музыкантов и
вокалистов. Самой ауре обсуждавшейся
космогонической темы гармонически отвечала
"Аве Мария" в исполнении Мальти-ны Аль Самат.
Музей-мастерская
С. Т. Конёнкова находится под юрисдикцией
Российской Академии художеств и как многие
учреждения культуры нуждается
в материальной спонсорской поддержке.
Музей
находится рядом с роскошными зданиями мэрии,
нового торгового и делового центра, дорогих
магазинов, Пушкинского Киноцентра, первого в
Москве Мак-Дональдса. Было бы хорошо, если бы
кто-то из богатых соседей скромного музея стал бы
его другом, гостем и помощником. Подобная помощь
позволила бы превратить мемориальный
музей-мастерскую в самом центре Москвы в
постоянно действующий клуб интеллектуалов и
популярный лекторий по искусству для многих
школьников и студентов Москвы и Московской
области, в уютное место встреч с музыкантами и
актёрами, писателями и учёными.
Татьяна
Крауц
Директор мемориального музея-мастерской С. Т.
Коненкова
(Дом с
ротондой на Тверской, Москва, март 2000 г.)
|