К оглавлению

reth4.gif (18433 bytes)

Education+

Sine ira et studio

Без гнева и пристрастия

.

vakk.jpg (1605 bytes)

 

 

Эрлен Вакк

ПОЧЁМ ТЕПЕРЬ ОПИУМ ДЛЯ НАРОДА?
(к проблеме Веры и Церкви в христианстве)

Жизнь еще и еще раз заставляет вернуться к сакраментальному вопросу Великого командора.

И в самом деле, разгерметизированная после семидесятилетнего молчания, православная церковь ведет себя так - будто за минувшие три четверти века ничего принципиально нового в мировоззрении людей не произошло. Как будто мощные социальные и политические сдвиги, произошедшие в XX веке, и произошедшие во многом благодаря взрывному характеру развития науки, не имеют никакого отношения к нашей церкви. Спасибо Папе. Слава Богу, понтифик немало знает о фундаментальных прорывах в космологии, в строении материи, думаю, и в генетике, и информатике тоже.

Не просто же так за здорово живешь он отошел от библейских сказок о сотворении мира и принял как свершившийся факт теорию Большого взрыва, объясняющую происхождение нашей Вселенной.

Правда, и Большой взрыв он оценивает как акт творения Единого Бога. Во всяком случае биография эволюционирующей Вселенной теперь никак не вписывается в библейские каноны, В самом деле, сотворение мира от нескольких, тысяч лет отодвинулось, примерно, на 14-15 млрд световых лет. По крайней мере, в настоящее время именно на таком расстоянии от нашей Галактики находится “видимый горизонт Вселенной”. Опровергнуть этот достоверный научный факт, опирающийся на данные, полученные на сверхмощных радиотелескопах, возможно только в том случае, если кем-то будет доказано, что скорость света величина непостоянная и может в миллионы раз превышать проверенную и перепроверенную величину скорости света в вакууме, равную, по самым точным измерениям, 299 792 458 ± 1,2 м/с. (Данные 17-ой Генеральной ассамблеи Международного Астрономического Союза, 1984 г.)

Империя Человеческого Разума охватывает диапазон от видимого горизонта Вселенной до линейных размеров бозонов - переносчиков слабого взаимодействия, ответственного за протекание процессов так называемых водородных и гелиевых циклов в недрах звезд Главной последовательности. Выраженный в фундаментальной линейной единице микромира - сантиметре, диапазон человеческих знаний дает величину 1х10 в сорок шестой степени. Если в качестве линейной единицы вместо см взять один миллион км, то показатель степени уменьшиться на одиннадцать порядков. В этом случае мы получим величину 1х10 в тридцать пятой степени, что все равно для человеческого сознания практически является величиной бесконечной. Кстати, академик Андрей Дмитриевич Сахаров, автор гипотезы о распаде кирпичика мироздания - ядра водорода, оценивал длительность распада величиной 1х10 в тридцать пятой степени лет, что практически могло бы означать бессмертие Вселенной. Впрочем, есть некоторые но... Но это уже для “Науки и жизни”.

Таков диапазон знаний крошечного создания - человеческого мозга. Хотя в настоящее время существуют гипотезы о связи сознания с тонкими полями - емкостями и одновременно переносчиками информации во вселенских масштабах, однако, "точечная" локализация знаний для человека - все же черепная коробка - и не более того.

Обсуждение подобных гипотез не является целью настоящей статьи, для этого существует целая армия апологетов Мирового Разума, или Мировой информационной голограммы, или Информационного поля, интерферирующего в том числе и в районе нашей Галактики.

На самом деле предметом обсуждения является вопрос о возможном диалоге между учеными, продвинутыми в области теории поля и других проблем теоретической физики и космогонии, и богословами. Но вовсе не о том: то ли галактики разлетаются, то ли действительно Каин убил Авеля. Сегодня самый актуальный вопрос: чему учить детей в школе? Закону Божьему, или основам теории относительности?

Компромисс необходим, исторический опыт показывает, что запрещать Церковь столь же бессмысленно, сколь бессмысленно дословно принимать все то, о чем любят вещать наши православные иерархи. Тем более, что в их витиеватых рассуждениях и слово “наука” не услышишь. Ну жили бы в патриархальной глуши в дедовских срубах, ездили бы на лошадках, сажали бы репу да рожь. А то ведь подай им теперь и компьютер, и сотовую связь и персональный лимузин, напичканный всякими электронными штуковинами. А для общения с многочисленными верующими подай еще и телевизионный эфир, а там и видео, и аудио, и интернет, и современную реактивную авиацию. С неба что ли это все свалилось?! А кое-что никак не упадет, все крутится на околоземной орбите.

Не понимаю, почему до сих пор нет космонавта в сутане и панагии размером с хорошую видеокамеру?!

Впрочем, язвить можно до бесконечности. А вот как отдать Богу богово, а человеческое Человеку?

Мне бы не хотелось ссориться с Церковью, будь то христиане, иудеи, мусульмане, буддисты, даосисты, ламаисты. Впрочем понтифик, к которому я, формально не верующий, отношусь с искренним уважением за широту его взглядов, считает ламаизм не религией, а системой атеистических взглядов на Вселенную. Когда я это прочел, то в душе пожалел: почему я неламаист, а всего лишь кандидат химических наук из бывшего СССР.

Все же самое время чисто аксиоматически изложить мою собственную теорию Церкви. В обыденном сознании понятия Веры, Религии и Церкви перепутаны настолько, что воспринимаются как нечто единое и нераздельное. Однако это всего лишь скорее невольное, чем осознанное обобщение.

На самом деле Вера (умышленно пишу с прописной) это свойство человеческого сознания, имманентно ему присущее. Давно сказано, что неверующих людей не бывает. Любое отрицание это, как правило, подсознательное желание сохранить свою убежденность в некой альтернативной вере или веровании.

Если обратиться к истории христианства, то Церковь, как некая организационная самодостаточная структура, возникла после гибели Иисуса. Во всех литературных памятниках христианства вы непременно прочтете, что сам Иисус завещал Петру воздвигнуть Церковь Христа. Но так ли было на самом деле, или Петр по собственной инициативе хотел пророчество о Царствии Небесном закрепить в некой секте, которая довольно быстро выросла в могущественную организацию, определившую на много веков вперед развитие цивилизации в духовной сфере?

Увы, вряд ли это можно доказать ссылкой на Евангелия и Новый завет. Тем более, что в двадцатом веке библиология (библеистика) - наука о происхождении отдельных библейских фрагментов, благодаря успехам археологии и расшифровке древних текстов, принесла ряд сенсационных открытий.

Зенон Косидовский в книге "Библейские сказания", отталкиваясь от достоверных археологических открытий, утверждает, что все христианские религиозные концепции на несколько веков старше Библии.

Но подобные выводы до средины прошлого века делать было невозможно, так как не только Символ Веры, но и сама Библия в качестве “боговдохновенной” книги пользовалась иммунитетом от посягательств науки благодаря специальным законам Церкви (Как исключение следует назвать некоторые книги французских просветителей ХУ111 века, но прежде всего "Галерею святых" Гольбаха, его знаменитое: "Дайте мученику власть и он станет палачом"). Завет Христа о строительстве Церкви с достаточной долей вероятности можно отнести к так называемым этиологическим мифам, то есть мифам, созданным задним числом для объяснения отдельных событий, ход которых стерся из памяти поколений. Это предполагает романтизацию действующих лиц и "домысливание" событий.

В настоящее время общим является мнение, что Библия - это плод коллективного труда мыслителей, жизнь которых отстояла друг от друга часто на сотни лет. Достаточно проследить Мессопотамский след и феномен кумранских табличек. Книга, обобщившая еще на заре цивилизации духовный и нравственный опыт человечества, является прежде всего великим литературным памятником. Число же авторов и исправителей текстов Библии, при бесчисленных переписывания, установить просто невозможно.

Религия, на самом деле, это идеология Церкви, самым лучшим образом отвечающая имманентно присущему человеческому сознанию свойству, которое выше мы назвали вера. В центре же этой идеологии (в христианстве) стоит романтическая судьба странствующего пророка Иисуса, его странная, исторически не завершенная земная судьба, которая в Символе Веры отождествлена с Богом. Обаяние этого образа во все времена было настолько велико, что простые христиане в своем обыденном сознании действительно воспринимали его как реального человека настолько им близкого, насколько человек близок самому себе. Иммено в этом для миллиардов христиан во всем мире состоит притягательная сила Церкви - наивная и трогательная вера в Заступника перед страшной правдой жизни. (Анри Барбюс писал: “ Каждый бы хотел иметь Иисуса Христа в своем лагере”).

На самом деле, Иисус в обыденном сознании и Иисус Символа Веры отстоят друг от-друга дальше, чем солнечная система от туманности Андромеды.

В своей знаменитой книге "Иисус против Христа" Анри Барбюс может быть одним из первых критиков христианства Веру в образе Иисуса противопоставил Церкви в образе Христа. Образ совершенной личности он противопоставил бюрократическому аппарату Церкви, эксплуатирующей образ Иисуса.

В чем же состоит альтернатива образования по отношению к Церкви? Хотя формально она и отделена от государства, но попытки ввести в средней школе уроки Закона Божия настораживают.

Я недолюбливаю Америку и не люблю на нее ссылаться, тем более в таком вопросе. Однако меня заинтересовал факт, который имел место в США не далее, как в 1997 г.

Когда в одном из штатов очень настырные хасиды стали преподавать основы иудаизма в одной из государственных школ, власти штата очень энергично их оттуда вытурили, показав на практике, как действует закон об отделении церкви от государства. У нас же при аналогичном законе православная церьковь ведет себя вызывающе, навязывая преподавание Закона Божия в государственных школах. Но и изолировать школы от религии также нельзя, так как свобода совести есть конституционное право любого гражданина, достигшего совершеннолетия. В школе же нужно преподавать не Закон Божий, не Коран, не Иудаизм. В школе нужно обязательно преподавать историю религии, так как, во-первых, это все поставит на место в сознании детей, а, во-вторых, приобщит к религии, как огромному пласту человеческой культуры, давшему миру великих мыслителей и философов, ученых и музыкантов, астрономов и математиков, поэтов и писателей, историков и богословов - людей, без которых немыслима современная цивилизация.

Но история религии покажет также какие жертвы приносит человечество, когда Церковь попадает в руки людей фанатически нетерпимых к проявлению любого инакомыслия. Религиозные войны, тысячи костров инквизиции по всей Европе, охота на ведьм, преследование иноверцев и депортация целых народов под давлением христианской Церкви, кровавая война в Российской Империи против старообрядцев. Этот список можно продолжать до бесконечности (В одной только Испании, по свидетельству бывшего секретаря инквизиции было уничтожено 350 тысяч так называемых “еретиков”, в том числе сожжено заживо без малого 32 тысячи человек). Откликом средневекового религиозного вандализма следует считать вспышки насилия в Индии, Северной Ирландии, в рецидивах мусульманского фундаментализма и страшной цепи террористических актов.

И все это продолжается в самом конце такого просвещенного двадцатого века, пожалуй наиболее богатого на фундаментальные научные открытия и развитие естественнонаучной мысли.

В отличие от образа Иисуса Христа, близкого обыденному сознанию, Символ Веры, по сравнению с пантеоном языческих богов Греции и Рима, отодвинул от человека место пребывания Бога на невероятно огромное расстояние (в терминах современной астрономии -за видимый горизонт Вселенной), что лишь усилило духовную зависимость верующих не только от самого Бога, но и от института Церкви - единственного посредника между людьми и Богом.

Мне же всегда казалось, что если человек живет в соответствии с библейскими нравственными заповедями и в ладу со своей совестью, то он тем самым уже вырастил в душе своего Бога и Церковь, как таковая, ему не очень то и нужна.

Ну и наконец - формулировка Символа Веры, как это ни парадоксально, находит некий отклик, некое эхо в абстрактных образах современной математики и физики элементарных частиц. Но об этом как-нибудь в другой раз.

Все же читателю следует знать, что Символ Веры это абсолютное табу христианской церкви. Это запретна сомнение, это лишение человеческого сознания степеней свободы.

Если человек совершенно органично, не испытывая никакого дискомфорта принимает Символ Веры как данность, если он искренне верит, что все в окружающем мире это Бог и Любовь, а грязь, кровь и вопиющая несправедливость реального мира остаются вне сферы его внутреннего самосозерцания, тогда, как говорится, блаженному Рай. Но если Символ Веры вызывает внутренний протест и дискомфорт у человека, искренне пытающегося приобщится к таинствам религии, он никогда не станет верующим в самом прямом понимании этого слова.

О стоянии бывших коммунистов, а ныне "демократов" и "патриотов" со свечкой в руках или без оной во время торжественных литургий, отправляемых самим Патриархом, в приличном обществе вообще говорить не принято (Это не менее омерзительно чем пение “Интернационала” в президиумах съездов КПСС - одно лицемерие и фальшь). Сие ханжество омерзительно и оскорбительно для простых людей, обобранных и униженных нынешней властью, ищущих последнего утешения в общении с Христом, поскольку они давно уже изверились и во власть предержащих и в их ничего не стоящих посулах.

P.S.  Символ Веры или Принцип Веры?

Символ Веры - мистическая догма христианского вероучения, согласно которому Бог непознаваем, оставаясь суммой всех мыслимых и немыслимых совершенств. Современные, искушенные в абстрактных категориях математики, богословы, для объяснения непознаваемости Бога использовали математический термин. Отныне Провидение обрело свойство нелинейности, что, по мнению богословов, исключает применение к толкованию его деяний и заветов принципа детерминизма, т.е. причинности, основного инструмента диалектики. Вообще говоря, несколько поздно. Ведь Ария еще до Никейского собора 381 г. нашей эры как раз и усомнился в нарушении причинности при анализе основной догмы христианства: Иисус Христос Сын Божий, единородный, рожденный от Отца прежде всех веков...

Ария утверждал, что если Христос рожден от Отца, то не может появиться на свет прежде всех веков. Если же он появился прежде всех веков, то он Бог и не может быть сыном никакого отца. Вот за это Ария и был отлучен от Церкви в назидание всем, кто усомнится в главном догмате христианства - запрете на сомнение в абсолюте Символа Веры.

Как было сказано выше, сенсационные открытия исследователей текстов Ветхого и Нового заветов и успехи науки XX века являются сильными аргументами против Церкви и Религии. Таким образом единственное, что невозможно опровергнуть так это Веру.

Но Вера - это универсальное свойство человеческого сознания, которое сохраняет за человеком свободу выбора. Именно Вера, выражаясь упоминавшимся в самом начале статьи термином переносчик взаимодействия, является тем феноменом, который инвариантен по отношению к Библии, Корану, Ригведе, Махабхарате, Махаяне, Зендевесте, Конфуцианству, Даосизму, Синтоизму и любым другим священным книгам и верованиям мира. Поэтому экуменизм - сближение монотеистических религий, о чем так печется понтифик, в основе своей и содержит Принцип Веры.

К оглавлению

Хостинг от uCoz