К оглавлению

reth4.gif (18433 bytes)

Education+

Sine ira et studio

Без гнева и пристрастия

|

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ РЕВАНШ.

М. Богуславский
К. Сумнительный

Свобода, встретившая нас у входа в школу в начале 90 годов кого - то из нас опьянила и позволила без оглядки отдаться творчеству о котором так много тогда говорили. Кого - то она, напротив, обескуражила и лишила той прочной основы, какой для учителей была программа и учебный план. Привыкли к свободе быстро. Большинство коллег восприняли ее не только как возможность избавиться от мелочной и не всегда компетентной опеки, но и как доверие к их опыту и знаниям не только предмета, но и детей. Казалось, что настали те времена, когда учитель начал в большей степени отвечать не за то, чтобы правильно оформить отчет и понравится начальству, а за то, чтобы в глазах детей заметить искру интереса к своему предмету. Знаю, что ради этих прекрасных мгновений многим и хочется оставаться в школе несмотря не на что. И хотя не долго музыка играла и педагоги постепенно начали испытывать привычный прессинг, но что творится сейчас, особенно в Москве похоже на управленческий реванш.

Не буду скрывать меня он пока практически не задел и узнал то я о нем случайно. Как - то вечером после репетиции задуманного со старшеклассниками спектакля заглянул в учительскую. Там, покинув тесный кабинет завуча расположились три разгоряченные и раскрасневшиеся женщины и что-то сосредоточено строчили. Стопки исписанных листов бумаги лежали рядом с каждой из них. Оказалось, что к ожидаемой на следующей день проверке восстанавливались (точнее, придумывались) протоколы педагогических советов, аж за четыре года. Выяснилось, что также должны быть приведены в полный ажур и другие документы за много лет. Честно говоря, мне стало не по себе.

Подумалось, что эта ситуация где-то напоминает небезызвестный “Соленой бунт”. Тогда была произведена попытка собрать недоимки за несколько лет. Напомним, что отнимавшие последнее мытари были растерзаны озверевшей толпой.

Если понимать, что у нашего учительства осталось последняя роскошь (не деньги, конечно) а чувство собственного достоинства, то не хочется думать к чему приведет обилие проверок. Ведь сейчас проверяют буквально все: финансовую дисциплину, бесконечные документы о которых все давно забыли и т.д. и т.п.. Доходит до того, что в школе параллельно сидит несколько комиссий.

В чем же причина? Что так кардинально изменилось в нашей стране? Может быть разворачивается какая-то новая реформа школы или львиную долю бюджета страны решили отдать образованию и для начала вознамерились проверить достойно ли оно этого благородного жеста? Мои более информированные коллеги объяснили все довольно просто. Московский Комитет образования решил провести своеобразный смотр округов и фронтально их проверить. Узнать чем каждый из них может похвастаться. И это вполне разумное мероприятие. Но ведь учебные округа в лице их аппарата сами по себе лишены “субъектов образования”. Чтобы отчитаться перед городом и хорошо выглядеть они погнали удесятеренную волну проверок на школу.

То, что, в итоге, случилось напоминает один армейский анекдот из моей солдатской жизни. Однажды заместитель министра обороны решил провести смотр в небольшом гарнизоне. Накануне отдал указание помощнику и назначил время - 9 часов утра. Помощник позвонил в округ и для подстраховки назначил смотр на 8. В округе смекнули, что дивизия должна быть готова к 7. Из штаба дивизии в полк ушел приказ о готовности к 6 часам. Роту, назначенную для проверки решили поднять в 5. Опытный же старшина прокричал подъем в 4.30. До приезда высокого гостя рота простояла под дождем на плацу и совсем потеряла бравый вид.

Никто не спорит. Наверное, проверки нужны. Но разве можно признать, за правило стремление обязательно схватить за руку, выявить компромат. Откуда столь явно прокурорский уклон у всех этих проверок? Кажется, что отстоявший свое на запасных путях и основательно проржавевший управленческий бронепоезд ринулся в свой решительный и не последний бой. Но разве можно развращать образование тотальным недоверием?

Кроме того, ведь будем откровенны наверх подается только та информация, которую ждут - благополучные цифры, далеко не всегда соответствующие действительности. Вся надежда на то, что полный объем информации проверить нельзя. А в случае чего всегда можно выкрутится. Моральный эффект от такого подхода очевиден. Невольно вспоминается фильм “Праздник Нептуна”. Конечно, к финальным кадрам полным воодушевления и истинно русского раздольного загула забываешь о том, что так раззадорило и сплотило людей. Но потом ловишь себя на мысли, что все это родилось из вранья. Я хорошо помню, еще по семидесятым годам, эту вязкую патоку показухи, во время проверок, которая на первых порах сплачивает учителей и детей, а потом разливаясь по всем порам школы вносит во все отношения внутри нее лицемерную приторность.

Не будем забывать, что для “дорогих” проверяющих в течение всех дней их работы, обязательно накрывается стол и особо приближенные к администрации школы учителя часами выслушивают их разговоры за жизнь. Разумеется никто не требует этих застолий, но ведь с одной стороны принято, а с другой как бы чего не вышло, если не угостишь комиссию достойно.

Плохо и то, что Москва всегда была примером для регионов и традиция провинциальных чиновников заставляла их повторять каждый ее шаг, причем в гипертрофированном объеме. К чему это приведет предсказать не трудно.

Но даже все это не самое неприятное. Ведь эффективность подобных проверок также очевидна. Итоговая картина окажется такой, какой ее захотят увидеть. В отличие от известной пушкинской сказки, где “свет зеркальце” не захотело угодить своей хозяйке и было разбито, наше зеркальце из страны кривых зеркал и покажет то, что нужно. Те, кто всегда был поближе к начальству не пострадает вообще или отделается сравнительно легким испугом. Те, кто не проявляет инициативу, и поэтому, как известно и не ошибается, тоже окажется белоснежно чист и документально невинен.

Зато “прижать” удастся тех, кто работает нестандартно, кто не боится пойти на конфликт и безбоязненно высказывает свое мнение, потому что его имеет. Возможно у них действительно удастся найти нарушения не только в оформлении столь нелюбимых каждой творческой личностью бумаг. Могу даже предположить, что вскроются и какие-то финансовые нарушения. А как иначе можно доплатить лишний рубль к скромной учительской зарплате или провести запоминающийся школьный праздник, оформленный настоящими театральными декорациями, да мало что еще нужно школе и на что у бюджета денег не сыщешь днем с огнем.

Не хочется верить, что вся эта кампания затеяна только для того, чтобы в очередной раз доказать учителю, что высовываться вредно. Что лучше и легче быть серым и незаметным. Удобным для начальства и в лучшем случае неинтересным для учеников. Так и хочется спросить означают ли эти проверки, что мы возвращаемся к временам, когда отчитаться было важнее, чем сделать живое и потому иногда не идеально смотрящееся со стороны дело?

М. Богуславский
К. Сумнительный.

 

Хостинг от uCoz