Sine ira et studio |
Без гнева и пристрастия |
УЧИТЕЛЯ В “ЗАКОНЕ” Не так давно я переехал на новую квартиру, но уходить из родной школы не хочется и когда я добираюсь до нее на автобусе и метро перед глазами то и дело мелькают соблазнительные объявления. В них в автобусные парки и депо приглашают шоферов и машинистов обещая горы золотые за вредность профессии. Может быть эти льготы сродни знаменитому указу №1 так поднявшему статус учителя и забытому чуть ли не на второй день после опубликования, но все равно за коллег, да и за себя обидно. Понятно, что просто так никаких послаблений наше обедневшее государство никому не дает. Поймал я себя и на том, что разговоры о значимости профессии учителя поутихли и очередная их приторная волна обрушивается на нас только во время всевозможных конкурсов, где лучшие преподаватели истории соревнуются с лучшими физиками. Слушать похвалы на этих междусобойчиках конечно приятно, но жить приходится не несколько дней конкурса, а целый год и в это время хочется кушать и не только. Да и, кроме того, пусть наша служба не так уж и опасна, но трудностей и профессиональных заболеваний хватает с лихвой. Конечно, нам профессиональным людоведам и детолюбам, унизительно выпрашивать какие-либо льготы, но... Недавно мне в руки попал все еще проект московского закона об образовании. Судьба этого документа воистину неисповедима. Для его подготовки были собраны лучшие силы. Над ним долго колдовали и, наконец, закон родился. Вернее законодательная власть им уже с января наполовину беременна. Мосгордума никак не может сделать последнее усилие и разродиться. В этом законе, в отличие от федерального предусмотрены и льготы для учителей. Возможно дети наших думцев учатся, в какой нибудь другом городе, иначе не объяснить, почему воз и ныне там. Это обидно и дело даже не в оскорбленном чувстве справедливости, мол, у них (шоферов и машинистов) есть, а у нас нет. И может быть Бог с ними — со льготами, если бы учителям платили достойную зарплату. Но ведь это же не так. Конечно, положение москвичей не сравнить с теми регионами, где уже забыли как выглядят деньги и зарплату выплачивают, раз в два года и по очень большим праздникам. Тем не менее, Москва уже давно перестала быть оазисом благополучия. Прошли те времена, когда педагоги всей страны завидовали московской “лужковской надбавке” и столичные учителя считались привилегированной кастой. Конечно, в Москве по-прежнему нет задержек, но некогда приличная зарплата сжимается быстрее знаменитой шагреневой кожи. В менее благополучном Нижнем Новгороде городские власти поднатужились и подняли зарплату учителей в два раза, а в почти столичном Санкт-Петербурге даже в четыре. А потом разрешите узнать, что же это такое, “лужковская” надбавка? Толи это субъективное решение, толи что-то вполне законное, но тогда в каком законе про это написано? Ответа нет. Может поэтому-то Москва благополучно не заметила 3—4 кратного повышения цен в одной из самых дорогих столиц мира. Понятно, что именно во столько же раз уменьшилась реальная зарплата. Эта простая арифметика легко объясняет, к какой надеждой учительство ждало широко разрекламированного апрельского повышения зарплаты. Выяснилось, что напрасно. Пообещали — то увеличение в 1,8 раза, а реально повысили только в 1,5. Произошла и другая неожиданность. В свое время правительство схитрило и изменило коэффициенты разрядов в тарифной сетке в сторону уменьшения. Эта уравниловка привела к тому, что недавно пришедшие в школу или малоквалифицированные действительно стали получать немного больше, а самые опытные и умелые наоборот потеряли от этой “прибавки” до 200 рублей. Таким образом, убили сразу двух зайцев: отняли стимул к росту у молодых и прижали тех, кто уже достиг профессиональных высот. Подали сигнал, что школе они уже не нужны и могут искать другую работу. А вдруг найдут? Но хоть деньги и скучная тема, все-таки, сколько же их надо. Конечно, чем больше, тем лучше, но думается, что минимальная зарплата учителя должна быть напрямую связана с прожиточным минимумом. Если быть реалистом, то сейчас он в Москве подобрался к 1,5. тысячам рублей. Начинающий учитель загрузившись под завязку сегодня может получать в два раза меньше. Если ему приходится добираться до школы так же как мне, то у него на это уходит почти половина зарплаты. Надо либо потуже затянуть пояс, либо вставать пораньше и ходить через весь город пешком, поправляя, таким образом, здоровье или же ездить зайцем, что для учителя возможно не очень прилично, но актуально. Но еще хуже будет, если у нас в школе сложится как в известном анекдоте: государство делает вид, что платит нам зарплату, а мы делаем вид, что учим. Похоже, что государство давно уже решило, что спасение утопающих дело рук самих утопающих. Родителям уже мягко намекают, что без дополнительных (разумеется платных занятий) их чаду не получить высокий балл по предмету. В школах появились подготовительные (платные курсы). От заданий, которые там дают иногда отказываются даже профессора. Ребенка при этом тычут носом в нерешенную задачу, доказывая их несостоятельность и необходимость платить за “науку”. Но не все могут и хотят так зарабатывать. Может быть пока не поздно прописать в законе, что зарплата не может быть ниже прожиточного минимума. Сделать его точкой отсчета, предусмотрев естественно и механизм индексации этого растущего как на дрожжах минимума? Но пока этого нет вопрос о льготах становится все актуальнее. Другое дело, на что они должны распространятся. Мне бы, например, не хотелось бы тратить на проезд почти четверть своей зарплаты. Конечно, и тот, кто живет рядом со школой не откажется от льготного проездного. Ведь не секрет, что там, где еще сохранились надбавки за методическую литературу по назначению тратится только 10—20 процентов выдаваемых денег. Но нелегкую жизнь учителя эти гроши все же облегчают. Еще больше облегчила нашу жизнь компенсация за курортное лечение, которое совершенно необходимо учителям. При подчас полупустых театрах замечательно было бы бесплатно пускать педагогов на свободные места. А для того, чтобы этой и другими льготами можно было пользоваться может быть ввести удостоверения на их синих или зеленых корочках могло бы быть гордо написано “Педагог России” и бесплатный проезд по ним мог бы быть организован не хуже чем по депутатским удостоверениям. Мы, конечно, не просим иммунитета от уголовного преследования или многомиллионных компенсаций за квартиры, но ведомственные поликлиники нам бы тоже не помешали бы. Впрочем, я, кажется, опять размечтался. П. Бывальский, педагог.
|