К содержанию Архива

reth4.gif (18433 bytes)

Education+

Sine ira et studio

Без гнева и пристрастия

ЗОЛОТАЯ ЛИХОРАДКА

Идя по коридорам школы, я искал своего приятеля, пригласившего меня в этот небольшой городок. Заглянув в один из кабинетов я увидел там несколько возбужденных учителей, которые что-то оживленно обсуждали. Был там и мой знакомый, который, выйдя ко мне облегченно вздохнул и объяснил мне смысл этого странного собрания. Оказывается они занимались достаточно обычным сейчас делом. Педагоги исправляли (по сути - переписывали) сочинения выпускников претендующих на медали. Их коллективный разум должен был создать безупречный требуемый нормами стиль, абсолютную грамотность, а также корректность содержания. Спор во время обсуждения этого трудно достижимого результата разгорался нешуточный, и каждый хотел внести свою заметную лепту в несовершенные писания своих любимчиков.

Эта “золотая лихорадка” охватывает наши школы каждый год. Идет не всегда зримый, но всегда напряженный бой за медали и медалистов. Изнурительное соревнование напоминает знаменитый спор между цехами, один из которых делает гайки и выполняет план на 200%, а другой болты и выполняет план на 110%. “Гаечники” побеждают ... и не знают, куда деть излишки своей продукции. С медалистами зачастую происходит тоже самое.

А ведь планка формальных требований все возрастает. Этой весной мы попали просто в трагикомичное положение. В РАНО, посмотрев наши журналы 11 класса и заметив там вполне объяснимые помарки, сопровождающие любую работу - потребовали эти журналы переписать заново. Две недели ушло на этот “мартышкин труд”. Только мы вздохнули облегченно - новая напасть. Теперь нужно было внести туда предметы, которые есть в плане, но обычно не преподаются: экономика, москвоведенье. Это объяснялось тем, что без изучения этих предметов наши выпускники не смогут претендовать на медали. Что поделать пришлось заново переписывать журналы, вносить туда несуществующие оценки, записывать непройденные темы.

Со школьной скамьи помню чувство неприязни, которое испытывал весь мой класс к круглым отличникам. Это чувство можно списать на зависть, но можно найти и другие корни. Например, известно, что чтобы одинаково хорошо учиться по всем предметам надо либо уметь поддерживать хорошие отношения с учителями (быть для них удобным), или одинаково интересоваться всеми предметами школьной программы (что маловероятно), либо быть к ним одинаково безразличным и обладать талантом к обучению, специфическому в нашей школе процессу чаще всего связанному с точной репродукцией навязываемых тебе знаний. Теперь представьте такого человека и нарисуйте его психологический портрет, портрет современного “ботаника” и попробуйте вызвать в себе симпатию к нему. Ведь другой стороной медали становятся гении слывшие в школе двоечника по прославившим их предметам. Самый известный из них бывший в школе непроходимым тупицей по физике Альберт Эйнштейн. И ларчик здесь открывается просто. Обновление в любой науке связано с переворотом бытующих расхожих представлений, а нетрадиционный взгляд на предмет не всегда нравится учителю, и не всегда понятен коллегам. Тем не менее, это редкое умение взглянуть на привычное иначе, не сдаться под напором авторитета и отстоять свое мнение отличает истинный талант, который не всегда удобен для употребления. Может быть именно поэтому медалистов так не любят в вузах. На вступительных экзаменах всегда норовят особенно дотошно проверить качество поставленной в школе пятерки и по возможности завалить.

Конечно, самим медалистам впору посочувствовать, потому что минимум за год до выпуска они начинают ощущать на себе неослабное внимание и осознавать повышенную ответственность, как люди “идущие на медаль”. Напряжение этой гонки за миражом выдерживают далеко не все. С другой стороны, что же получает победитель? Традиционный бал отличников, чувство полной опустошенности и некоторые привилегии при поступлении в вузы, которые - как уже отмечалось - без боя им тоже никто отдавать не собирается. Каждый, конечно, сам вправе определять цену своей победы и споря с поэтом отличать ее от собственного поражения.

Не менее интересно рассмотреть этот феномен из учительской. Что для самой школы означает то или иное количество медалистов. Судя по тому напряжению и тем усилиям, которые прилагают педагоги и администрация, можно было бы подумать, что каждый из них получает весомый и ощутимый приз. Может быть школам, у которых больше всего отличников выделяют деньги на ремонт или все, кто приложил руку к подготовке медалиста, - получают премию? Но ведь нет же. В лучшем случае в статистическом отчете проскользнет, что есть школы передовики по этому показателю, а высшая похвала, если начальство среди других достоинств той или иной школы назовет и это. Так работу оценивать проще и удобней, но правильно ли?

Один знакомый, преподававший в Алжире, рассказывал, что там существует двадцатибальная система. А у школьников есть поговорка: “Восемнадцать для меня, девятнадцать для учителя, двадцать для Бога”. В Алжире как видно медалист только один и то, он определен на все времена. У нас по другому, но кто как не мы учителя знаем цену оценки. У каждого из нас сложился свой критерий, по которому ставится тройка или пятерка. Именно поэтому до сих пор трудно сказать, что стоит за четверкой или пятеркой у разных учителей. А как соотнести “отлично” полученное в школе небольшого поселка или деревни и столичного города? Все же понимают что уровень детей имеющих одни и те же медали, полученные в столь разных условиях несопоставим.

А сколько уже сказано о нестыковки выпускных экзаменов из школы и вступительных в вуз. Все как в старой сатирической миниатюре: пришли в вуз, - забудьте все, чему учили в школе. Это обострившиеся противоречие уже сегодня начинает разделять старшеклассников на тех, кто хочет или точнее кого “тянут на медаль” и тех, кто хочет поступить в выбранный вуз. Их пути часто расходятся.

Вот так “золотая лихорадка” превращается в занятие мало понятное и мало кому нужное, отнимающее, впрочем, массу сил и времени, похоже, только для удовлетворения чьего-то тщеславия. Наряду с моральными проблемами, когда многим школьникам и их родителям хорошо известно как сейчас куют медали происходит и девальвация самого золотого кружочка. Когда их обладатели принимались без экзаменов в самые престижные вузы. Но достаточно скоро выяснилось, что подозрительно высокий процент медалистов созревает в южных республиках, на солнечном Кавказе, да еще в семьях номенклатурных работников. И поразмыслив эту лафу прикрыли.

...Мы пили чай и мило беседовали в кабинете с заведующей образованием любезно пригласившего меня городка. Я, разумеется, не называя номер школы, рассказал ей о жарких спорах учителей над сочинениями любимчиков. Она только устало махнула рукой и привела поразивший меня факт. Оказывается, учителя словесности в этих переписанных сочинениях делают столько орфографических и синтаксических ошибок, что впору ставить двойку.

Лучше бы дали детям написать самостоятельно, может быть лучше получилось бы, - закрыла она тему.

П. Бывальский, педагог.

К содержанию Архива

Хостинг от uCoz