[ К  началу раздела ]

Беседа 15

.КТО ПОПАДАЕТ В ГРУППУ МОНТЕССОРИ

Разговор в кабинете директора детского сада шел напряженный. В ход были пущены все козыри. Мужчина, папа пятилетней девочки объяснил, что он не только может внести дополнительную плату за то, чтобы его ребенок был в группе Монтессори, но и как помощник депутата Государственной Думы оказать давление на заведующую. Меня призвали как независимого арбитра, потому что наш Центр рекомендует брать в группу детей не старше 3,5 лет. Некоторые родители не выслушав, почему возникает это ограничение спешат обвинить нас во всех грехах, в том числе в не любви к детям. Но мы исходим не только из теоретических положений системы Монтессори, но и из практики работы российских Монтессори-учителей.

Еще в 1994 году мы ввели практику взаимного посещения групп друг друга педагогами Москвы. После каждого такого урока мы устраивали маленький круглый стол, где обсуждали проблемы возникающие у работающих в посещаемом классе. В одном из детских садов нам пожаловались, что старшие дети “застряли” в зоне практической жизни. Им скоро уходить в школу, а они не хотят заниматься не математикой, не языком. Учителя нашли выход, засадив детей за парты и дав им школьные прописи. Этот компромисс практически свел на нет всю результативность работы в рамках Монтессори системы. Мы начали обсуждать причины и вдруг выяснилось, что эти дети пришли в группу в 4,5-5 лет. С другой стороны в этой же группе мы заметили малышку 3, 5 - 4 лет, которая с большим интересом и вполне осмыслена работала с золотым, математическим материалом. Значит проблема не столько, вернее не только в квалификации учителя, ведь малыш получил правильную презентацию золотого материала, почему старшие не хотят “брать” математику и язык?

Объяснение не трудно найти у самой М. Монтессори. Она пишет о своем открытии сензитивных периодов ребенка. Советская психология тоже апеллирует этим термином и понимает под ними возрастные периоды в которые предпочтительно развиваются те или иные качества и психологические особенности человека. Монтессори же не только выделяет такие периоды у детей, но и утверждает эти периоды универсальны, то есть присущи детям всех рас и наций и как это не печально проходят безвозвратно. Самое же неприятное, что если то или иное качество не развилось в соответствующий период, то оно, скорее всего, не разовьется в полной мере никогда. Продолжительность периодов может отличатся в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка от среднестатистической до 1 года. Обычно его представляют в виде графика с синусоидой крутизна и пик которой также зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Тем не менее, именно к 3,5 - 4 годам важнейшие из этих периодов заканчиваются. Родители и воспитатели традиционных детских садов не обращают на них внимания, а значит некоторые ключевые для успешного развития ребенка в системе Монтессори психологические особенности ребенка остаются нераскрытыми и главное они уже не могут быть раскрыты даже самым опытным педагогом. У ребенка возникают трудности, во-первых, потому, что он невольно сравнивает себя с другими более “успешными” детьми в группе. Во-вторых, потому что начинается давление родителей и не только на педагога, но и на собственного ребенка по поводу его “отставания” и не готовности к школе. А ребенок просто не готов к свободной работе, потому что проскочил сензитивный период порядка и развития мускульной координации, которые в работе с сенсорным материалом помогают ребенку подготовится к работе в зоне математики и языка.

С другой стороны мы не рекомендуем брать ребенка в группу Монтессори раньше 3 лет. Именно этот возраст становится порогом, на котором способность ребенка бессознательно собирать и накапливать в подсознании свои чувственные впечатления - называемая Монтессори впитывающим умом приобретает новые качества, такие как способность конкретизировать свое ощущение и разделять впечатления. Ребенок активизируется и стремится к осознанной работе.

А настойчивого папашу все-таки удалось уговорить и он отдал своего ребенка в традиционную группу по подготовке к школе.

К. Сумнительный, директор Центра Монтессори.

[ К  началу раздела ]

Хостинг от uCoz