[ К началу раздела ]
Беседа 22.
КОСМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.
В одной из Монтессори-групп я увидел специальный уголок, где стояла различная химическая посуда и были простейшие бытовые химикаты. Сюда приходили старшие дети и взяв карточки начинали сосредоточенно готовить какой-то опыт. Многие из этих опытов перешли в детский сад из начальной Монтессори-школы. Там они составляют своеобразную иллюстрацию к курсу лекций. В них в доступной для детей форме рассказаны самые сложные теории, например, о происхождении Вселенной - теория первоатома. Дальше идут лекции о географии, истории, строении человека, растениях и животных. Перед ребенком разворачивается общая картина мира. Осознание его целостности, восприятие себя как частицы этого огромного мира и принятие ответственности за мир и за свою в нем роль М. Монтессори назвала космическим воспитанием. И хотя сама Монтессори справедливо считает, что к осознанию всего этого ребенок готов только после шести лет, в период с 6 до 12, как и все в педагогике Монтессори космическое воспитание имеет свои корни еще в детском саду. С ребенком не ведут долгих занудных или напротив слишком примитивных бесед об окружающем мире. О его глубокой упорядоченности ребенок узнает, попадая в подготовленную среду, маленький островок логики и порядка в мире хаоса, которым представляется ребенку окружающее его пространство. В подготовленной среде ребенок впервые сталкивается с важнейшими категориями космического воспитания, которые в дошкольном возрасте откладываются в подсознании малыша. Во-первых, это категория пространства. Не только каждый дидактический материал, растение, животное в группе имеет определенное место, но и ребенок, раскатывая рабочий коврик и располагаясь на нем, приобретает свое личное пространство. Коврик становиться его, на время работы, потому что здесь и сейчас именно он его выбрал. Без разрешения никто (особенно учитель) не может нарушить это личное пространство ребенка. Распространяя этот принцип на реальный мир, дети со временем понимает, что любой объект, любой субъект во Вселенной имеет свой ареал обитания, который нельзя нарушать без серьезных последствий. Вторая важнейшая категория - это время. Ограниченность по времени свободной работы, а также применение специальных методических приемов, развивает в ребенке ощущение ограниченности времени его жизни на Земле. Это ведет к чувству, а позднее к осознанию ограниченности своих возможностей, что стимулирует человека на сознательную жизнь, на познание и раскрытие своих способностей, на саморазвитие. Раскрывая свой творческий потенциал, ребенок неизбежно задумывается о цели и смысле своего пребывания на Земле. Третья важная категория это свобода выбора “стимулов для развития”. Она может быть осуществлена в рамках “свободной работы”. Эта форма урока предполагает одновременную индивидуальную работу детей в классе. Как уже отмечалось это свобода не означает не вседозволенности, не заброшенности ребенка. Монтессори вводит ряд общих ограничений, которые могут быть трансформированы в более простые правила работы в классе. Во-первых, она признает за педагогом право выйти из роли наблюдателя и вмешаться, для того чтобы прервать то, что плохо. При этом хорошим признается любая деятельность, которая ведет к порядку, гармонии, саморазвитию. Плохое же интерпретируется как нечто, что ведет к утечке творческой энергии и, следовательно, к беспорядку. Это то, что закладывается в подсознание ребенка. А на поверхности в зоне космического воспитания идет два процесса. Сначала ребенок накапливает некоторые сведенья о социо-культурном и природном разнообразии мира. Потом работая над проектом, который ему предлагает учитель или тема которого рождается при обсуждении на линии ребенок видит как отдельные предметы не только могут быть классифицированы, но и между ними есть некоторая взаимосвязь. О ее всеобщности ребенок узнает в школе, где с помощь воображения и ассоциативного мышления может представить общую картину Вселенной. К. Сумнительный, директор Центра Монтессори. |
[ К началу раздела ]