[ К началу раздела ]
Беседа 23.
РОДИТЕЛЯМ О ДЕТЯХ.
Казалось время бурного интереса к воспитанию детей, время рискованных родительских клубов, паломничества на лекции Б.П. Никитина, кончилось. У всех работа, у всех мало времени. Ребенок либо остается под присмотром няни, которая чаще всего способна только выгулять и вовремя накормить ребенка либо сдается в детский сад, как багаж на хранение. И, наверное, в эпоху все большей специализации передача функций воспитания специалистам справедлива. Тем не менее, еще осталась такая неугомонная категория родителей, которые сами готовы заниматься с детьми и хотят знать, что происходит с их чадом за стенами детского сада. Они вникают в тонкости разных программ и ищут то, что как им кажется лучше всего подходит для их ребенка. Часто это вызывает определенное раздражение у учителей и воспитателей, но с другой стороны такие родители заслуживают уважения. Ведь все же значительную часть своей жизни малыш проводит в семье и никакое педагогическое воздействие не переборет ее влияние. Если же требования семьи и воспитательного учреждения совсем не совпадают или противоречат друг другу недолго и до невроза у малыша. Особенно это показательно в Монтессори группах. Именно поэтому, принимая ребенка в пока дефицитные Монтессори группы мы позволяем себе своеобразный тест. Ребенка с мамой пускают в подготовленную среду. Порою реакции мамы говорит о возможном поведении и состоянии малыша более красноречиво, чем он сам. Сама Монтессори в свое время выдвигала достаточно жесткие требования к родителям и если они не выполнялись, то это могло привести к исключению ребенка из ее знаменитого Дома. Сегодня можно говорить только о рекомендациях и это, наверное, правильно. Тем родителям, которые приходят к нам для консультаций и на наш курс мы даем простые рекомендации. Начать, конечно, с подготовленной для ребенка среды в его же комнате. Пусть мебель как в группе будет легкой и соответствующей росту ребенка. Пусть сама комната будет с одной стороны без излишеств, а с другой с яркими и привлекательными для ребенка предметами необходимыми для его развития. Иногда трудно, но желательно при этом убрать из поля его зрения то что может причинить вред малышу или то, что он может испортить. Предусмотреть отдельное место не только для индивидуальной зубной щетки и полотенца ребенка, но и для выделенной именно ему маленькой губки, тряпки для пыли, веника и прочих предметов необходимых малышу для самообслуживания. Хорошо бы подумать и о том, чтобы одежда ребенка не только была ярка и привлекательно, но и удобна, в том числе и для того, чтобы малыш мог самостоятельно снять ее и надеть. Мы также предлагаем не забывать, что ребенку часто важна не новая игрушка, а внимание родителей. Бывая в новых или просто интересных ребенку местах полезно обсуждать с ним его впечатления. Не бойтесь доверять ребенку домашние дела, пользуйтесь тем моментом, когда ему это интересно, даже если уборка после его “работы” занимает какое-то время. Если в доме есть растения или животные привлеките малыша к ухаживанию за ними. Не бойтесь делиться с ребенком вашими увлечениями, обсудите с ним, почему это так интересно. Тем же, кто проявляет более глубокий интерес мы предлагаем пройти курс в нашем “Родительском университете”. Заканчиваем мы наш курс беседой, где рассказываем, на что надо обратить внимание, отдавая ребенка в группу Монтессори. Это с одной стороны чисто формальные признаки наличие специального образования у учителей и дидактического материала, составляющего подготовленную среду. С другой это поведение учителей и детей в классе. Как чувствует себя учитель в классе? Каким тоном общается с детьми и как отвечает на их вопросы? Может ли он четко и ясно провести презентацию? Готовы ли дети слушаться учителя? Так же уютно должно быть в классе детям. Конечно, же надо обратить внимание на то насколько они вовлечены в работу. Как дети обращаются с материалом и следуют ли правилам поведения? Обращаются ли за помощью к учителю и другим детям? Все это может увидеть внимательный родитель придя на урок. К. Сумнительный, директор Центра Монтессори. |
[ К началу раздела ]