[ К  началу раздела ]

Беседа 24.

МЫ ИДЕМ В ШКОЛУ

Родители часто задают мне вопрос о том, что же будет с их ребенком после детского сада Монтессори. Не возникнут ли у них дополнительные трудности в нашей отнюдь не совершенной начальной школе. Но, во-первых, сама проблема перехода из детского сада в школу есть и, наверное, еще долго будет и помимо детских садов Монтессори. Существующие программы дошкольного обучения никак не согласуются (часто это просто невозможно) с теми требованиями, которые предъявляет детям начальная школа. Именно поэтому возникают многочисленные прогимназии и подготовительные группы, где зачастую за отдельную плату детей учат тому, что требуют от них при поступлении в школу. Более того, уже навязывается и закрепляется стандартное представление о том, что детский сад готовит ребенка к школе, школа к поступлению в институт, а высшее образование определяет место, которое человек сможет занять в обществе. Таким образом, малышу и его родителям предлагается с самого нежного возраста участвовать в беспощадной гонке на выживание. Внешняя цель - образование и карьера, ставка - здоровье и нормальное развитие. С другой стороны, самые престижные школы подчас не могут дать знания соответствующие требованиям престижных же Вузов. Налицо кризис всей системы образования, основанной на репродукции знаний и не стыкующейся не в одном из своих переходных звеньев. Практически сегодня, отдавая своего ребенка на следующую ступень обучения родители вынуждены, нанимая репетиторов, специально готовить его к требованиям конкретного образовательного учреждения.

Во-вторых, даже в этих сложных условиях, дети из групп Монтессори, без особого труда поступают в эти самые престижные школы. Как правило, наши дети учатся в них достаточно успешно потому, что, как правило, имеют внутреннею мотивацию к обучению, умеют концентрироваться на работе, могут аргументировано отстаивать свое мнение и рассуждать о проблеме и, наконец, они более дисциплинированы той самой внутренней дисциплиной о которой я уже писал. В группе Монтессори дети получают не только навыки и знания, но и метод самообучения, привычку к самостоятельной работе. Другое дело, что у кого-то эти навыки более основательны и не забиваются даже все еще авторитарной и унифицирующей школьной системой.

Меня часто спрашивают о том нельзя продолжать обучение в Монтессори школе? Я вынужден констатировать, что пока нельзя. К сожалению, создание таких школ тормозится несколькими факторами. Во-первых, самая простая проблема это комплектация таких классов. По существующей практике в них принимают детей из дошкольных групп Монтессори. Каждый год из одной правильно сформированной разновозрастной группы в школу идут 3-4 человека. В детских садах от 1 до 4 таких групп. В классе минимум 20. Во-вторых, необходимы учителя способные работать совсем по-другому, а главное имеющие соответствующую полноценную подготовку, которую сегодня можно получить только на Западе. В третьих, необходимы специально оборудованные классы, потому что и школе подготовленная среда составляет основу содержания образования. И, наконец, необходима определенная адаптация этого содержания образования к условиям российского образования. К сожалению, несмотря на то что существует уже ряд начальных классов “работающих по Монтессори” реальное содержание их деятельности часто либо носит только элементы метода, либо вообще ему не соответствует.

Есть и принципиальный вопрос, а имеет ли смысл начальная Монтессори-школа в России? На Западе, где совершенно другая, менее унифицированная система образования, родители на выходе из начальной школы получают такой спектр специализированных школ следующей ступени, что без труда выбирают ту, которая подходит их ребенку по направлению и уровню развития. С другой стороны, даже там преемственность между дошкольным и школьным Монтессори учреждениями не всегда срабатывает. Так дочка моей немецкой знакомой в первый же день, вернувшись из школы Монтессори, веско и аргументировано определила свой конфликт с учителем и тут же была переведена в другую, обыкновенную школу. Поэтому я всегда рекомендую родителям, задающим мне вопрос, о том, куда отдавать родное чадо после детского сада: “Ищите не школу, а учителя способного принять и понять вашего ребенка, а остальное он сделает при минимальной помощи”.

К. Сумнительный, директор Центра Монтессори.

[ К  началу раздела ]

Хостинг от uCoz