|
|
Чарнолуский Владимир Иванович
[12 (24). 09.1865 с. Саковичи Гомельской обл. - 02.11.1941 г.
Пушкино Московской обл.] - деятель в области
организации народного образования и
общественно-педагогического движения. доктор
педагогических наук (1935). профессор (1924).
Учился Московском университете (юридич. ф-т).
завершил образование в Киевском университете
(1988). В 90-е годы 19 в. Ч. приникал активное участие в
организации народного образования (в 1891-97 гг. в
Комитете грамотности, затем в издательстве
"Знание") выступал на различных
педагогических съездах и конференциях с резкой
критикой политики правительства в области
просвещения. Разрабатывал проблемы школьной
статистики и научной классификации учреждений
народного образования.
В труде "Народное образование в России" (тт.
1-4. 1900-1905, совм. с Г.А.Фальборком) созданном на
основе материалов школьной переписи 1893 г.
отразил реальную картину состояния просвещения,
что способствовало прогрессивному развитию
начальной школы.
В 1905 - 07 гг. как признанный лидер общественно -
педагогического движения председательствовал
на съездах Всероссийского учительского союза
(ВУСа) - (член Центрального Бюро). Стремился путем
стимулирования инициативы учителей-построить
это движение в действенного субъекта развития
просвещения. Для чего. в частности
предусматривалось создание банка
психолого-педагогических инноваций, а также
педагогической библиотеки, музея и архива.
В 1308 - 1916 гг. разработал (в т.ч. совм. с Фальборком)
общественно-педагогическую программу
реформирования системы российского просвещения
на демократической основе. Предусматривалось
создание правовой юридической базы
осуществления образовательной политики
(кодификация законов и их разработка).
"Настольная книга по народному образованию
(1-4,1909 -1911, совм. с Фальборком) содержала полный
свод законов, распоряжений и справочных сведений
по вопросам школьного и внешкольного
образования.
Предусматривалось осуществление
децентрализации управления образованием -
трансформация его в саморазвивающуюся и
самоуправляющуюся систему на основе автономии
школ, опирающихся на материально-Финансовую
помощь земств, муниципалитетов, попечительских
союзов. Педагогики через свои выборные органы
должны были участвовать в школьных советах.
Эту программу намечалось осуществить через
государственные органы, а также объединить в
реформаторском движении общественные силы -
наряду с педагогическими.кооперативные,
просветительные, научные, благотворительные
организации.
После Февральском революции Ч. в мае 1817 г.
организовал комитет по народноку образованию
при Министерстве народного просвещения
Временного правительства (был зам. председателя,
но Фактически возглавлял работу Комитета, будучи
председателем Бюро, руководителем двух
комиссий). вокруг Комитета сплотились видные
ученые-педагоги и деятели образования, что
способствовало разработке (на основе синтеза
проектов ранее выдвинутых
общественно-педагогическим движением)
руководящих принципов реформы просвещения и
соответствующих законопроектов, воплотившихся в
Декларации и Временном положении "О единой
общественной общеобразовательной школе"
(окт.1917).
После Окт.революции Ч. был отстранен от
руководящей деятельности в области просвещения.
Обобщил, накопленный российский
общественно-педагогический движением потенциал
в Фундаментальном труде "Культура социальной
личности (1918-60 п.л. НА РАО. Ф. 18. Д. 540 ) в котором
глубоко и всесторонне обосновал концепцию
"Единой общей гармонической школы".
С 1321 г. вел научно-исследовательскую
преподавательскую работу в ин-тах Наркомпроса. в
1-м МГУ. на пед. Факе 2-го МГУ.
В середине 20-х годов Ч., продолжая традиции
просветительской деятельности дореволюционного
периода с целью широкого образования
учительства в правовом и профессиональном плане,
издает педагогические календари, спутники
учителя, расчитанные на преподавателей массовой
школы, ставившие задачей превращения
учительства в сознательного субъекта развития
педагогического процесса, способствующие
выработки их собственного мировозрения.
С этой же целью Ч. разрабатывал основы научной
организации труда учителя. В "Памятке
самообразования, представил схемы, правила для
совершенствования техники чтения. Формирования
навыков реферирования и конспектирования,
поместил рекомендательные списки и перечень
ведущих отраслей научных знаний важных для
преподавателя.
Предложил методику осуществления научно
исследовательской деятельности педагогических
коллективов и отдельных учителей в массовой
школе.
С конца 20-х годов деятельность Ч. по
стимулированию творческой инициативы педагогов
разошлась с курсом Наркомпроса на централизацию
и унификацию системы просвещения и он полностъю
переключился на библиотековедение и и
педагогическую библиографию, систематизацию
архива по истории общественно-педагогического
движения. Ч. инициатор создания Гос. библиотеки
по народному образованию (1823). гл. библиотекарь
Гос. публ. библиотеки им. В.И.Ленина (1928-33 гг.),
сотрудник Книжной палаты (С 1938 - председатель
секции пед. библиографии).
В конце 30-х годов обосновал подробный план
создания в рамках академии наук секции для
разработки теоретических основ педагогики и
народного образования, в которой представил
концепцию и структуру будущей АПН РСФСР.
Соч.:
Основные вопросы организации школы в России.
Земство и народное образование, ч.1-2. Спб.,1910 - II.
Настольная книга по внешкольному образованию
Спб. 1913.
Съезды по народному образованию П.,1915
Библиография статей по народному образованию I.
П,,1916.
Справочник народного учителя. M..1925. (совместно с
К.И.Львовым);
Проект классификации русской литературы по
вопросам народного просвещения. М..1925 (Совместно
с С.М.Ратиным)
Научная работа в массовой школе. М.,1931.
Лит,. :
Пидкасистый П. . Степанов С. Видный деятель
народного образования // Народное образ. -1966. -N 2;
Степанов С. Чарнолуский. // Сов. педагогика. -1985. №3
М.В.Богуславский, С.Г. Степанов |