[Назад (к содержанию раздела)]

Рецензия   высказывания
в диагностике

информационной культуры учашихся.
Постановка задачи

Концевой Михаил Петрович -
старший преподаватель
кафедры информационных технологий
Брестского государственного университета
им. А.С. Пушкина

bar16.jpg (1487 bytes)

Достижение любой педагогической цели - это всегда процесс перехода от одного качественного состояния личности ученика к другому. Для того, чтобы построить оптимальную педагогическую технологию такого перехода, необходимо иметь четкое представление о пункте назначения (педагогической цели как системе некоторых желательных качеств личности) и об исходном состоянии. Важнейшими компонентами такого состояния являются не только параметры фактического уровня компетентности учащихся в предметной области информатики и информационных технологий, но и их ценностные, личностные, смысловые ориентации в этих сферах.

От того, как и каким образом учащиеся оценивают роль, значение и предназначение компьютера (как олицетворения современных информационных технологий), какова у них глубина и направленность проявляемого к нему интереса, насколько личностно значимым является он для них, какие опасения и надежды связываются с ним в педагогическом плане, зависит значительно больше, чем от достигнутого уровня умений, совершенства навыков, обширности знаний. Аксиологический аспект был важен для обучения во все времена. Сегодня же, когда образование стремительно превращается в постоянный элемент жизни современного человека, а педагогические системы становятся принципиально открытыми в пространство перманентного самообразования, значение ценностных отношений возрастает многократно.

Вместе с тем система отношений (интеллектуальных, этических, эстетических, нравственных и т.п.) учащихся к информации и средствам работы с ней, является ядром информационной культуры личности. Это ядро во многом определяет глубину и динамику усвоения новых знаний и приобретения специальных навыков (как необходимых слагаемых информационной культуры учащегося), а также характер и направленность использования этих знаний и навыков в практическом взаимодействии с современными информационными средствами при решении реальных задач в любых областях жизни и деятельности. Речь, таким образом, идет о том, чтобы учащиеся не просто освоили компьютерные средства (научились пользоваться ими для решения текущих задач), но и овладели ими (научились использовать их для получения личностно и социально перспективных решений).

Система адекватных ценностных отношений к информационной составляющей становящегося постиндустриального общества является действительной сверхзадачей системы современного образования. Это необходимая основа решения дидактической задачи формирования у учащихся способностей видеть (находить, выделять, определять) информационную компоненту проблем, процессов и объектов действительности, находить способы оптимизации деятельности на основе использования информационных технологий, практически реализовывать эти способы в конкретной ситуации.

Формирование такой системы возможно только при непосредственном включении аксиологических вопросов в педагогический процесс.

Разработка соответствующего методического инструментария является чрезвычайно актуальной задачей, решение которой поможет значительно повысить эффективность учебного процесса.

Пока же полезным может оказаться реальный практический опыт включения в учебные курсы информационно-технологического плана («Основы информационных технологий», «Компьютерная графика», «Компьютерная обработка текста», «ВТ и ТСО») проблематики ценностных ориентаций учащихся в предметной области на основе использования метода рецензии высказывания.

Понятие рецензии высказывания

Рецензия - это речевой жанр, в котором даются общая характеристика и оценка произведения искусства, науки на основе его анализа.

В рецензии обязательно присутствуют:

  • общая характеристика-оценка произведения (с привлечением пересказа и комментария сюжета, описания кульминационного момента, цитирования и т.д.);
  • анализ содержания и формы произведения;

Рецензии характеризуется:

  • полифункциональностью (совмещает функции информации, воздействия, убеждения);
  • аргументированностью (предполагается обоснованность, объективность авторской оценки);
  • индивидуальностью (допустимы субъективность, личные вкусы и пристрастия автора рецензии);
  • стилистической гибридностью (совмещает элементы публицистического стиля как основного и научного).

В дидактике рецензия известна как один из видов учебного сочинения, который, несмотря на ряд сложностей методического характера, прочно вошел в педагогическую практику. Произошло это во многом благодаря тому, что сочинение-рецензия позволяет не только развивать творческие способности ученика, логическое и образное мышление, но и помогает овладеть навыками выражения оценочных суждений и их аргументации.

Если отвлечься от специфических задач литературной и языковой подготовки учащихся, то сведением рецензируемого материала к отдельному высказыванию можно добиться таких общезначимых возможностей рецензии, как самостоятельность творческого анализа, рефлексия, выражение личностного мировосприятия и миропонимания.

Рецензия высказывания - критический анализ и оценка мысли, выраженной высказыванием (как правило зафиксированным в виде повествовательного предложения).

Высказывание здесь понимается функционально, как единица вербального общения, которая может быть равновеликой предложению и рассматриваться в непосредственной соотнесенности с конкретной ситуациуй. Такое понимание (восходящее к В. Матезиусу) принципиально отличается от понимания высказывания в логике высказываний, рассматривающей его только с позиции истинности или ложности.

Основные черты высказывания:

  • субъективность (позиции автора, реакции слушателя);

  • ситуативность (соотнесенность с конкретным контекстом);

  • избирательность (неравномерность в отображении различных элементов ситуации, приводящая к избыточности или компрессии);

  • вариативность (возможность описания ситуации различными способами).

Совокупность этих черт и определяет ориентированность высказывания в коммуникации на уровень личностных смыслов.

Исторической основой рецензии высказывания является антаподозис - широко распространенный в средневековых трактатах художественный троп, в котором вслед за изложением метафоры дается ее почленный комментарий.

Структура рецензии высказывания достаточно гибкая. В развернутом общем виде в ней можно выделить следующие компоненты:

  • текст исходного высказывания;

  • анализ семантической структуры исходного высказывания;

  • почленный комментарий исходного высказывания;

  • суждение о значении высказывания (объективном соответствии высказывания к реальности);

  • суждение о смысле высказывания (ценностном отношении высказывания к реальности, принятие или непринятие его объективного отношения);

  • суждение об авторе высказывания;

  • суждение о собственной компетентности (на чем основана, на каком материале и какими средствами была достигнута).

На практике рецензия высказывания может включать все или только некоторые компоненты общей структуры.

Например:

«Для современного человека Интернет является основным, если не единственным средством общения»;

утверждается, что 1) для современного человека Интернет является средством общения; 2) для него это основное средство общения; 3) оно может быть даже единственным;

справедливость первого утверждения зависит от понимания того, что означает «современный человек». Если считать, что «современный человек» - это тот, кто активно использует достижения научно-технического прогресса, то оно будет верным. Хотелось бы, чтобы так было для всех;

второе и третье утверждения, по моему мнению, ошибочны, и могут относиться не только к социально или психически неблагополучным людям. Не желал бы такой перспективы человечеству;

автор данного высказывания, видимо, очень продвинутая технически, но нравственно ущербная личность, либо просто морочит читателю голову;

моя оценка основана на очень незначительной работе в Интернете (хотелось бы побольше, но нет ничего лучше реальной реальности), дополнительные источники: СМИ, книги, мнения друзей (Андрей Д.).

Практическое использование тех или иных компонентов развернутой структуры высказывания определяется сочетанием:

характера рецензируемого суждения (по отношению к истинности, фактическим параметрам, категоричности, степени субъективности и т.п.);

формы учебного задания (коллективной, индивидуальной, групповой; урочной, домашней и т.д.);

конкретной педагогической задачи.

Посредством конкретных способов использования рецензий конкретных высказываний и раскрываются дидактические возможности метода.

Дидактические возможности

Рецензия высказывания может быть использована для решения самых разных педагогических задач (от повторения пройденного материала до рефлексии по поводу смыслообразующей роли информации в своей жизни). Это обусловлено разнообразием семантического поля самих высказываний, их содержательной, смысловой и коммуникативных сторон.

В зависимости от выбранного основания можно распределить высказывания по различным признакам:

высказывания, излагающие фактический материал: «Количество пользователей Интернета составляет более 45% от численности населения Исландии», «Более 30 периодических изданий Беларуси имеют электронный вариант в WWW». Такие высказывания являются прекрасным материалом для выражения учащимися своего отношения к событиям и фактам информатизации жизни современного общества;

высказывания, выражающие мнения: «Что толку в книге, - подумала Алиса, - если в ней нет ни картинок, ни разговоров», «Уметь защитить данные в домашнем компьютере от вирусов и вторжений через Интернет так же важно, как уметь защитить свою девушку на улице», «Страны, не вступившие своевременно на путь информатизации, обречены не только на экономическое, технологическое и политическое, но и культурное отставание». Рецензия подобных высказываний требует аргументированного, основанного на специальных знаниях отстаивания своего мнения;

высказывания авторитетных людей: «Безусловно, Интернет - это явление культуры» (М.Пиотровский, директор Гос.Эрмитажа), «Вычислительная машина ценна ровно настолько, насколько ценен использующий ее человек» (Н.Винер), «Информация - это еще не знания» (Жак Делор, руководитель Комиссии по образованию для ХХІ века ЮНЕСКО). Фиксация авторства высказывания позволяет добиться особо внимательного отношения к его содержанию, тщательной проработки мысли;

высказывания без указания автора: «Сеть - не место для ханжей, здесь работает иная мораль, чем в реальном мире», «Компьютер учит ребенка подчинять могучий электронный инструмент и управлять им, а уж для чего это пригодится вашим детям, решать вам вместе с ними». Эти высказывания требуют большой осмотрительности в их оценках, внимания к возможному контексту. Например, высказанная боязнь пережить свой компьютер будет оценена совершенно иначе, если станет известно, что эти слова принадлежат человеку, который лишился слуха и зрения и общается с внешним миром почти исключительно благодаря своему компьютеру;

высказывания сверстников (одноклассников, однокурсников). Замеченные преподавателем и предъявленные в качестве материала для редактирования, они могут стать эффективным мотивационным и дисциплинирующим средством, но требуют очень тактичного и внимательного отношения;

категоричные заявления: «Чем больше работы делает компьютер, тем меньше работает мозг», «Никогда компьютер не научиться понимать смысл речи». Данные высказывания могут сопровождаться предложением-ключом, которое поможет построить рецензию на преодолении категоричности. Примером такого предложения могут служить известные слова Платона: «Любезный мой Херефонт, думается, мы близорукие судьи того, что возможно и что невозможно»;

оценочные предположения: «Компьютер – это то, что мы вложим в него», «Избыток и доступность информации представляется мне проблемой едва ли не большей, чем ограничение права на свободный доступ к ней». Они требуют не столько анализа, сколько обращенности учащегося к себе самому, к своему мироощущению для осмысления собственной позиции по высказанной проблеме;

рациональные суждения: «По существу компьютер - это языковая машина», «Компьютерная технология слишком дорога для сегодняшней небогатой системы образования». Они являются хорошим материалом для четкой, структурированной аргументации;

эмоциональные высказывания: «Уже слышится плач матерей, сетующих, что дети играют во всю эту "электронную гадость",что их не оторвать от экрана, что они не ходят гулять, позабыли про книги и не могут вспомнить, что такое музей. То ли еще будет?», «Где мудрость, которую мы потеряли в знании? Где то знание, которое мы потеряли в информации?». Рецензии таких высказываний требуют понимания уязвимости эмоционального подхода к проблемам и, вместе с тем, признания ценности чувственного освоения жизни, которая не сводится только к рациональному измерению;

проверяемые гипотезы и прогнозы: «Высококачественный компьютерный перевод принципиально невозможен». Это высказывание сделано в 1958 году одним из корифеев компьютерного перевода Баром-Хиллелом на основании невозможности учета экстралингвистического контекста, а в 1959 году в Кембридже компьютер правильно перевел его «непереводимую фразу». Рецензии подобных высказываний являются прекрасным средством изучения очень поучительной истории развития информационных технологий;

высказывания по вечным проблемам: «Создание все более совершенных мощных и сложных машин имеет сверхзадачей как бы повторение мироздания. Вся история человечества может быть рассмотрена как вечное и единое движение к построению все более совершенной машины!», «Компьютеризация гуманитарного знания оказывается путем, ведущим к его обеднению, упрощению, потере трагического мирочувствования и насаждению квантитативного, сугубо бухгалтерского отношения к мировым реальностям». Рецензии подобных высказываний требуют самостоятельной работы мысли на уровне высоких обобщений и концептуальных положений, атрибутивных признаков;

афористические высказывания: «Потому что все оттенки смысла умное число передает», «Компьютер позволяет делать ошибок больше, чем любое другое изобретение человечества - за исключением разве что пистолета», «Компьютер не роскошь, а средство передвижения по жизни». Это наиболее любимая учащимися группа высказываний. Метафоричность афоризмов позволяет разносторонне проявить свои знания, способности, воззрения в рецензии.

Очевидна неоднозначность высказываний различных авторов в отношении оценки роли и значения компьютера для культуры, гуманизма, жизнеутверждения и перспектив человечества. В учебном процессе не следует избегать этой разноречивости. Не следует навязывать учащимся свою точку зрения, которая может оказаться ошибочной. Не стоит пытаться указать на абсолютную истину, не будучи уверенным в ее обладании. В то же время необходимо указать на ограниченность и ошибочность упрощенных подходов к многомерным проблемам, на бесплодность примитивных решений высокосложных задач, на вред некомпетентной категоричности. Необходимо привлечь внимание учащихся к самой проблеме оценки, мотивировать (пусть даже с помощью внешнего стимула) ее решение, воооружить необходимыми для этого фактическими знаниями и интеллектуальными методами.

Помогая избежать информационной избыточности реферативного задания в условиях дефицита времени учащегося и педагога (которому предстоит оценить выполнение задания), рецензия высказывания обеспечивает концентрацию умственных усилий на творческой интеллектуальной деятельности и личностную направленность внимания (как по отношению автору высказывания, так и к себе самому), что по необходимости предполагает рефлексивные действия, результатом которых являются оценочные суждения.

Для ученика рецензия высказывания может стать настоящим тренингом мысли на уровне глубоких личностных смыслов вместо распространенной практики элементарного анализа, запоминания и воспроизведения.

Для педагога рецензия высказывания может стать эффективным инструментом как личностно-ориентированной диагностики интересов, оценок, способностей, интеллектуальных умений и нравственных ориентаций учащихся, так и средством решения целого ряда других учебных задач: повторения и обобщения пройденного материала, контроля знаний, организации обсуждения дискуссионных вопросов и т.д.

Однако это только потенциальные возможности, которые для своего воплощения в реальной педагогической практике предполагают наличие определенных структурно-функциональных компонентов дидактической системы, в контекстте которых только и может быть реализована технология использования высказывания.

Технология использования

В рецензии высказывания, как и в любом методе обучения, можно выделить объективную и субъективную стороны.

Субъективная сторона обусловлена личностными особенностями педагога и учащихся, конкретными условиями педагогического процесса и играет здесь особо важную роль в связи с аксиологической направленностью данного метода. В частности, желаемого педагогического эффекта от использования рецензии высказывания можно ожидать только в условиях учебной ситуации межличностного сотрудничества преподавателя и учащихся. В этом случае наличие предметного конфликта (столкновение различных позиций, отношений, точек зрения относительно информационной проблематики) только способствует полноценной реализации дидактического потенциала рецензии высказывания.

Мастерство преподавателя, его способность и склонность к педагогической импровизации, открытому эмоционально-экспрессивному общению с учащимися и заинтересованность самих учащихся в непосредственных результатах своей учебной деятельности (знания, умения и т.д.), а не в ее внешних следствиях (отметка, зачет, приз) существенным образом влияют на эффективность применения рецензии высказывания.

В то же время систематическое применение данного метода (по принципу обратной связи) инициирует и стимулирует личностно-ориентированный стиль педагогического общения.

Все сказанное выше не умоляет, а только подчеркивает важность объективной стороны метода, в которой отражаются дидактические принципы и закономерности, постоянные компоненты задач, содержания, форм учебной деятельности, образующие в своей совокупности педагогическую технологию.

Использование рецензии высказывания предполагает четкое планирование деятельности, которая обязательно должна включать:

  • создание банка высказываний, элементы которого должны быть классифицированы по различным основаниям и соотнесены с изучаемым материалом в рамках учебного курса;

  • разъяснение учащимся характера работы с рецензией высказывания, с подчеркиванием необходимости отражения личностного смысла в результатах этой работы;

  • анализ и обсуждение подготовленных учениками рецензий высказывания.

Создание банка высказываний, в котором суждения четко классифицированы по различным основаниям (предметное поле, стилистическая и семантическая сложность и т.п.), необходимо для реализации дидактического принципа систематичности и последовательности. Интеграция рецензии высказывания в систему дидактических задач и предметное содержание всего учебного курса является наиболее сложной проблемой в использовании данного метода, которая требует обязательного разрешения. Сам метод и решаемые с его помощью дидактические задачи существуют как таковые только в контексте педагогической системы курса и только там может быть проявлена и оценена их значимость. В любом случае работа по созданию базы данных будет оправдана тем, что открываются возможности простого использования различных форм учебного задания:

аудиторных (выполняемых во время учебного занятия) и домашних (задаваемых в качестве составной части домашней работы с определением различных сроков выполнения);

индивидуальных (особое задание по созданию рецензии высказывания дается учащемуся персонально), групповых (класс получает для рецензирования несколько высказываний, каждое из которых адресовано членам одной рабочей (творческой) группы) и коллективных (одно высказывание рецензируется всеми учащимися);

адресных (учащийся получает для рецензии уникальное высказывание) и с возможностью выбора (учащийся получает задание рецензирования, предмет которого он может выбрать самостоятельно из предложенного преподавателем списка высказываний. В этом случае сам выбор ученика уже имеет немалое диагностическое значение для педагога).

Четкое формулирование характера работы с высказыванием имеет важное значение еще на уровне планирования преподавателем учебной деятельности с ним. Очевидно, что поставленная перед учащимся задача рецензирования должна быть обеспечена системой интеллектуальных средств его деятельности, которые необходимы для ее полноценного решения. Замечательно, если сами эти средства (знания, приемы анализа, синтеза, сравнения, способы вывода заключений и т.п.) станут доступным учащемуся содержанием усвоения.

Например, для рецензии высказывания: «Необходимо разработать государственную концепцию информатизации образования, рассчитанную на 20-30 лет» (директор СШ г. Бреста) в одном случае будет целесообразно рекомендовать учащимся соотнести выраженную идею с динамикой развития информационных технологий, в другом - прямо адресовать их к соответствующей историко-хронологической справке, в третьем - положиться на их собственную эрудицию и способность к умозаключениям. Понятно, что структура деятельности учащихся в каждом из отмеченных случаев будет иметь существенные различия.

Особенность разъяснения характера работы с рецензией высказывания заключается и в том, что данная учебная задача является принципиально неоднозначной, требует обязательного доопределения со стороны учащихся. Это обусловлено не ошибочным пониманием с их стороны требований задачи, а необходимостью выявления и актуализации в ней личностного смысла в зависимости от мотивации ученика и системы его отношений к миру.

Например, высказывание: «Компьютер всегда останется техническим вспомогательным инструментом в процессе обучения» оказалось способным привлечь внимание к таким разноплановым вопросам, как роль личности учителя и живого общения в обучении, техническая и программная составляющие компьютера, перспективы искусственного интеллекта, соотношение обучения и воспитания.

Данная вариативность чаще всего не может быть установлена умозрительно в процессе планирования работы и проявляется непосредственно в практическом использовании метода. Для сохранения возможности такого проявления следует сочетать рекомендации по структуре деятельности над рецензией высказывания с предоставлением учащимся свободы выбора в содержании этой деятельности.

Важнейшим аспектом разъяснения характера работы является достижение «принятия» задания учащимся - оно должно быть воспринято им по внутреннему побуждению как личностно значимое, а не просто понятное.

Анализ и обсуждение подготовленных учениками рецензий высказывания должны выполнять не только контрольно-констатирующую, но также ориентирующую и мотивационную функции.

Направленность анализа определяется прежде всего особенностью дидактических задач, на решение которых направлена работа по рецензированию. Необходимо только иметь ввиду подчиненность конкретной задачи общей педагогической цели , в связи с чем представляется непродуктивным прямое сопоставление предварительного замысла (плана) педагога с его реализацией в рецензии высказывания. Очень важно суметь увидеть в творческом продукте учащихся незапланированные, но педагогически важные результаты и свидетельства.

Глубина анализа определяется уровнем психолого-педагогической подготовки преподавателя и, что особенно существенно для данного метода, спецификой его педагогического общения с учащимися. Большое значение имеют здесь элементы сотрудничества и неформальных отношений.

Обсуждение выполненных рецензий призвано само играть культурообразующую роль. Это предполагает такой уровень коммуникации, когда не просто происходит обмен значениями (правильно - ошибочно, поверхностно - глубоко, точно - приближенно), но осуществляется стремление понять установки и взгляды друг друга, прислушаться к мнению другого даже тогда, когда с ним имеются разногласия и т.п.


Заключение

Информационная культура - значительно более широкий феномен, чем культура пользования компьютером или культура использования его в решении различных задачах. Вместе с тем, вряд ли будет педагогически оправданным понимать под информационной культурой любые проявления цивилизации, которые имеют информационный характер.

В силу фундаментальности понятия информации рядоположенного основным философским категориям такое понимание неизбежно влечет за собой потребность рассматривать любую педагогическую проблему, как составную часть формирования информационной культуры.  Следствия этого очевидны: 1) экспансия информационно-культурной проблематики на смежные предметные области, инициирующая необоснованное реформирование содержания образования; 2) потеря ей своих особенных сущностных черт и предмета деятельности.

В педагогическом плане информационная культура не может быть понята внеличностно, а в структуре личности сугубо рационально.

Результаты, достигнутые на основе использования метода рецензии высказывания, свидетельствуют о том, что данный подход действительно позволяет дополнить рационально-логическое познание информационных объектов, процессов, технологий их экспрессивным ценностным постижением, выявить ориентировочные установки учащихся в предметном поле информационной подготовки и на основе организации рефлексивной деятельности должным образом скорректировать их.


21 февраля 2000 г.

Концевой Михаил Петрович
старший преподаватель
кафедры информационных технологий
Брестского государственного университета
им. А.С. Пушкина

Рабочий адрес: 224665, г. Брест, б-р Космонавтов, д. 21,
БрГУ, Ккафедра информационных технологий
Рабочий телефон: (0162) 222-174.
E-mail: kmp@brsu.brest.by

[Назад (к содержанию раздела)]

Хостинг от uCoz