Из
чего же, из чего же, из чего же…
|
|
Коршунов Владимир Львович | Аспирант кафедры педагогики ППФ НовГУ |
1. Характер современных условий.
Общий кризис. Изменение ценностных ориентиров. В течение достаточно долгого времени граждане нашей страны жили в определенных условиях. Эти условия характеризовались, с одной стороны, абсолютной властью правящей олигархии, которая обладала прекрасным даром убеждения, с другой стороны - некомпетентностью правящих структур в области управления экономикой и производства товаров широкого потребления. На-ши достижения в спорте, военной промышленности и космосе хоть и имели вес во внешней политике, не приносили реальных улучшений в жизнь российских граждан. Наметился "спад в росте" валового национального продукта. Возникла необходимость изменить существовавшие условия. События, широко известные под названием "Перестройка", охватили практически все сферы жизнедеятельности страны. Эти события привели к лик-видации сверх-державы СССР. Ликвидация государства повлекла за собой пе-рераспределение собственности. Под видом приватизации всей страны боль-шинство ее граждан были лишены какой-либо собственности. Государственная политика переориентировалась на сотрудничество с Западом, вместо длившего-ся почти 80 лет антагонизма. Столь быстрое регрессивное (с точки зрения мар-ксизма) изменение общественно-политической формации (от социализма к ка-питализму) повлекло кризис в массовом сознании. Десятилетиями провозгла-шавшиеся ценности (коллективизм, интернационализм, социальное равенство) потеряли всякую значимость в условиях рыночной экономики. В результате че-го в сознании граждан, особенно среди молодежи, произошло изменение цен-ностных ориентиров. С переориентацией государственной политики на сотруд-ничество с Западом основными ценностями в нашем обществе стали деньги, карьера, и_ 2. Характер современного педагогического процесса. В условиях постоянной реформации нашего общества в российском обра-зовании появилась и нашла развитие идея небезызвестного Джона Дьюи о не-обходимости создания условий для развития творческой личности. Какие это условия и как их создавать при отсутствии какого-либо социального заказа ка-ждый волен понимать по-своему. Поэтому стало приветствоваться вариативное образование. Современные российские школьники учатся в наши дни в школах, лицеях, гимназиях, колледжах. И каждое учебное заведение имеет свои особен-ности. Педагоги, работающие в этих учебных заведениях, имеют право на твор-чество, собственный педагогический почерк, свободу выбора педагогических технологий, программ, учебников, учебных пособий, методов оценки деятель-ности учащихся. Результат педагогического процесса стал в большей мере зависеть от того выбора, который делает педагог. От того, какие цели и задачи он ставит в своей профессиональной деятельности, и какие требования он предъявляет к знаниям и умениям своих учеников, к уровню понимания ими ключевых идей и степени их применения. Развитие личности ученика зависит от совокупности различных факторов. Педагог осознанно и неосознанно воздействует на это развитие. Воздействие это напрямую зависит от ценностных ориентиров самого педагога, и того учеб-ного заведения, в котором он работает. В ходе развития личности ученик осваи-вает различные роли (социальные и половые), - стереотипы и правила поведе-ния. В условиях вариативности и неоднозначности ценностных ориентиров со-временному школьнику бывает очень трудно выбрать для себя оптимальный вариант. И школа, предоставляя право выбора, тем не менее, отвечает за то, че-му и как она учит, какие роли осваивают ее ученики. 3. Что мы имели до сих пор и имеем на сегодняшний день? Если при советской власти ценностные ориентиры официально были строго детерминированы, то и социальные и половые роли не отличались раз-нообразием. Долгое время половые различия школьников не учитывались при предъявлении требований, но негласно учитывались при распределении обя-занностей и прав: все школьники должны были быть примерными октябрятами, пионерами, комсомольцами, хорошо учиться и вести себя. Поскольку большин-ство учительского состава, особенно в начальной школе, было (и остается) жен-ским, примером поведения и успеваемости (ввиду послушности и усидчивости) служили девочки. "Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши девчонки?", - пелось в некогда известной песенке. Идеальный стереотип девочки выглядел следую-щим образом: послушная, аккуратная, исполнительная, вежливая, скромная. Можно сказать, что это был стереотип "хорошести". Но мальчикам, начиная с 1-го класса, предъявлялись те же самые требования. В то же самое время маль-чикам внушалось, что "девочкам надо уступать" и выполнять за них более тя-желую работу. О вреде "дамской педагогики" и необходимости учитывать половые раз-личия школьников в педагогическом процессе было написано и сказано уже достаточно. На сегодняшний день этот вопрос считается доказанным. Но со-временные условия отличаются от вчерашних. Наблюдается тенденция к смешиванию как социальных, так и половых ролей. Пришедшая к нам из-за границы эмансипация женщин лишила послуш-ных и исполнительных девочек ореола "хорошести". Современная западная де-вушка должна быть активной и инициативной, чтобы сделать себе карьеру. И в США, и в Японии молодые женщины все чаще карьеру и независимость пред-почитают семье и браку. Если современная российская женщина занимается бизнесом (предпринимательством), ей практически почти не удается устроить свою личную жизнь. Современный российский мужчина, часто лишенный воз-можности зарабатывать и кормить семью, фактически потерял свою извечную роль главы семьи. Активность уже не считается чисто мужским атрибутом даже в сексуаль-ных отношениях. Получили широкое распространение гомосексуальные отно-шения. В некоторых странах разрешены однополые браки. Постоянно растет число ВИЧ инфицированных и больных СПИДом. Число абортов и случаев ве-нерических заболеваний также неуклонно увеличивается, (Россия занимает од-но из первых мест по количеству абортов). Постоянно снижается возраст начала половой жизни. По данным исследования, проведенного в первом квартале 1995 года Московскими исследователями, половина юношей и 40% девушек имеют первый сексуальный опыт до 16 лет. Некоторые ученые определяют эти условия как кризис и упадок культуры (И. Бесстужев-Лада). Каким же ролям должна учить школа в таких условиях? 4. Что мы хотим иметь. Вероятно, общим желанием на сегодняшний день является выход из кри-зиса. Сложность заключается в том, что пути выхода из кризиса каждый видит по-своему. Создается ситуация как у лебедя, рака и щуки. Так, например, про-исходит в сфере полового воспитания. Казалось бы, катастрофическую ситуацию с сексуальным здоровьем рос-сийских граждан нужно срочно исправлять с помощью оперативного вмеша-тельства - внедрения в школу специального предмета по половому воспитанию. При участии российской и международной ассоциаций планирования семьи и ведущих специалистов в этой области из Голландии в рамках государственной программы "Планирование семьи" разработан проект "Половое воспитание российских школьников". Для апробации была предложена широкомасштабная программа полового воспитания в школе, охватывающая с 1-го по 11-ый класс. Основной целью разрабатываемой программы ее инициаторы ставили профи-лактику и коррекцию рискованного сексуального поведения, полагая, что про-грамма должна носить опережающий характер. Однако реализация вышеназванного проекта вызвала очень бурную и не-однозначную реакцию как в узких педагогических, так и в самых широких кру-гах общественности. Противники проекта, которые выступают также против внедрения в школу специального предмета по половому воспитанию, считают, что избыточное сексуальное просвещение развратит подрастающее поколение и усугубит и без того плохое положение дел. По их мнению, проект "Половое воспитание российских школьников" вообще противоречит принципам гумани-стической педагогики и "направлен на ослабление принципов половой морали". 6 марта 1997 года в здании Российской академии образования был про-веден "круглый стол" "Половое воспитание школьников России: состояние и проблемы". Широкая дискуссия, развернутая на страницах периодической пе-дагогической печати по материалам данного события позволила нам выявить дилемму: с одной стороны, не проводить половое воспитание в школе нельзя по причине обостряющегося кризиса и постоянного снижения уровня сексуальной культуры в обществе; с другой стороны, проводить систематизированное поло-вое воспитание в школе тоже нельзя, т.к. школа и общество еще не готово к предлагаемой программе, да и сама программа находится в стадии доработки. Очевидно, что единого мнения по данному вопросу нет и в современных условиях быть не может. Но если мы не представляем, чего хотим, то, вряд ли сможем получить прогнозируемый результат. 5. Что надо делать, или что будет, если ничего не изменится. Половые и социальные роли индивид осваивает в процессе социализации под воздействием различных факторов. Одним из таких факторов является вос-питание в школе. Если нет систематизированного полового воспитания в шко-ле, и школа не учитывает половые различия при усвоении школьниками соци-альных ролей, то эту нишу очень быстро занимает т.н. влияние улицы. Родители школьников зачастую не компетентны в этих вопросах, или просто стараются избегать обсуждения подобных тем со своими детьми. Если продолжить серьезное изучение всех аспектов полового воспитания в школе (социокультуного, валеологического, аксеологического и т.д.), возможно удастся повысить ценность здоровья хотя бы у молодежи, каким-то образом улучшить ситуацию с абортами и послеоабортной и детской смертностью, по-высить процент рождаемости желанных детей. Если половое воспитание в школе признать вредным и запретить, равно как и директивно ввести супер спецкурс без надлежащего обеспечения и подготовки преподавателей, то в скором времени мы не будем знать из чего сделаны наши мальчики и девочки. О последствиях можно только догадываться… От редактора: автор
сопроводил свою статью сопроводительным письмом "Темой
психосексуальной культуры я занимаюсь с 1993. Но |