[Назад (к содержанию раздела)]
Открытый банк психолого-педагогических слотов
П.С.
Лернер (МПГУ, Москва) Понятие слот введено в связи с предложением фреймового представления знаний ( и/или организации ВОП ). Психолого-педагогические основания предполагают выстраивание (педагогический менеджмент) фреймовых структур, включающих психолого-педагогические слоты (ППС) наряду с информационными и другими. Технологии художественной обработки должны быть представлены не только как сумма технологий, но и как сумма видов трудовой деятельности. Содержание разделов (блоков, модулей) "Художественной обработки материалов" может быть представлено в виде лоций, которые отличаются от традиционных линейных учебных программ концентричностью, спиральностью, вложенностью основных аспектов рассмотрения. Для организации преподавания и познавательной деятельности учащихся необходимо определить содержательное наполнение модуля (пробы, концентра,фрейма, области практического знания), создать абрис когнитивного пространства,в которое вводятся учащиеся. Фрейм содержит слоты, то есть разделы, подобласти. Содержательное наполнение слотов определяется набором ключевых слов.Таким образом,лоции структурируют учебную информацию и познавательную деятельность (в том числе практическую) учащихся, однако, они не устанавливают последовательности и нормирования учебного времени. Если угодно,лоции являются целеполагающими документами педагогического менеджмента. Лоции не устанавливают степень подробности изложения и представления учебной информации, но служат для достижения идентичности различных модулей (проб, концентров, фреймов). Так, например, должны быть созданы обобщенные образы художественных ковки или литья, дизайна, индустриального производства художественных изделий и др. Важнейшим ППС является диагностический, включающий, в первую очередь, процедуры определения исходных (на данный момент, на фактический момент встречи с учащимися в ВОП) уровней:
Понятно,что на первых порах диагностика может носить средне-статистический характер и доставлять сведения лишь обо всей группе, всем классе, даже потоке студентов. В известной мере оценивание уровней будет, в большей степени, либо эмоциональным, либо интуитивным. Целесообразно по каждому показателю уровня пользоваться десятибалльной системой Абрис содержания художественной обработки Обобщенно художественную обработку материалов можно назвать арттехнологиями, а их содержание ориентировочно представить лоцией.
Материальная база: специализированные классы и мастерские. Основной способ представления знаний: лабораторно-практические работы, семинарские занятия с элементами лекций. Основной способ оценивания результативности: психолого-педагогический анализ наблюдений деятельности учащихся, рейтинговые оценки, защиты выполняемых заданий и проектов. 1. Мир человека и место в нем материальных технологий. Предметный мир. Понятия культуры и цивилизации.Технологии удовлетворения потребностей человека. Кустарное и промышленное производство. Художественные ремесла. Красота и польза вещей. Гармонизация предметного мира. Декоративно-прикладное искусство. Стили, вкус, традиции и новаторство. Почему вещи меняют свой облик. Можно ли спорить о вкусах? Стили жизни. Имидж. Национальные корни декоративно-прикладного искусства. Вещи как объекты и продукты дизайна и технологии. Жизненный цикл изделий: от замысла до утилизации. Конструкционные материалы: металлы и неметаллы. Технологические процессы изготовления предметного мира: резание, литье, обработка давлением, сварка, покрытия. Вещи как средство коммуникации между создателями и потребителями, эпохами, народами. Потребительские качества вещей: фунциональные и эстетические. Удовлетворение и создание потребностей. Маркетинг. Реклама продукции. Психологическое восприятие рекламы. Мода как социально-экономическое явление. Мода как игра взрослых людей. Себестоимость и цена произведений прикладного искусства. 2. Художественная обработка материалов.Технологические свойства и состояния материалов: обрабатываемость, прочность, твердость, пластичность, окрашиваемость, коррозионная стойкость, сохраняемость и др. Технологические процессы обработки: удаление части, присоединение, заполнение формы, перемещение объемов,покрывание,изменение состояния. Плетение, вязание, вышивание, ткачество, резьба по дереву, камню, кости и стеклу, окрашивание, нанесение покрытий, художественные литье и ковка, лепка, роспись ткани, керамика, скорняжество и др. Операции и переходы как части технологического процесса. Основные м вспомогательные операции. Трудоемкость операций. Точность и качество. Достижение товарного вида. Ручные и машинные операции. Механизация и автоматизация технологических операций. 3. Инструменты и приспособления. Режущие инструменты: ножи, резцы, ножницы и др. Лезвийные, абразивные инструменты, среды. Приспособления: столы, верстаки, тиски, струбцыны, пяльцы, гладильные доски и др. Проблема повышения стойкости инструментов. Инструментальные материалы.Термическая и химико-термическая обработка инструментов. Износостойкие покрытия. Электрофицированные ручные инструменты: дрели, пилы, бормашины и др. Измерительные инструменты: линейки, штангенциркули, микрометры, калибры, шаблоны, угломеры и др. Оптические приборы. 4. Дизайн и декоративно-прикладное искусство. Художественное проектирование - учет человеческого фактора. Дизайн как современный способ системного мышления при создании новых вещей. Дизайнер - специалист широкой подготовки и эрудиции: художник, социальный психолог, конструктор, технолог, эргономист, экономист, маркетолог, педагог, менеджер. Воспитание через рациональное потребление вещей. Стайлинг, китч. Техническая эстетика - прикладная наука об искусстве дизайна. Дизайн как способ улучшения технико-экономических и социальных показателей предметного мира. Дизайнерский подход к произведениям прикладного искусства. Экспертиза потребительских качеств изделий: функциональных, эстетических, стоимостных. Основные вехи истории традиционного и современного прикладного искусства. Дизайн в России. Примеры разработок. Авторские работы. Защита авторских прав. Интеллектуальная собственность. Фирменный и личный стиль. 5. Технология дизайна и художественного творчества. Алгоритм дизайна: анализ состояния проблемы, выявление потребностей и потребителей будущего изделия, формирование банка идей , оценка возможностей и ресурсов, разработка базового варианта, создание зрительного образа будущего изделия, разработка конструкции, предложения по технологии изготовления изделия, макетирование, создание опытного образца, испытания, запуск в производство, анализ сбыта. Экспертиза существующих (прототипов) и предлагаемых изделий. Конструкторско-технологическая документация дизайна: наброски, эскизы, рисунки, планшеты, чертежи и схемы, клаузуры, фотографии макетов, описания, пояснительные записки. Инструменты и приспособления в дизайне. Печать и размножение документации. Компьютерная поддержка дизайна. Банки данных. Графические редакторы. Сканеры, плоттеры, проекционная техника. Защита художественно-конструкторских проектов. Авторские свидетельства на опытные образцы. 6. "Инструменты" дизайна и художественного творчества. Средства достижения выразительности изделия: форма, размеры, композиция, зрительная масса, цвет, материал, фактура материала, промграфика, упаковка и тара. Композиция: соотношение частей и целого, целостность, ритм, контраст, нюанс. Цветовые решения. Выбор цвета. Цветовые тона, светлость, яркость, контрастность. Психологические особенности восприятия цвета. Цветовые традиции. 7. Технологические машины. Станки, прессы, печи, технологические роботы, транспортные машины и роботы. Средства механизации и автоматизации технологических процессов. Структурная схема машины. Двигатели,механизмы передачи и преобразования движения, рабочие органы, системы управления и блокировки. Программное управление как путь к безлюдному производству. Паспорты станков. Силовые параметры машин. Кинематические схемы. Чертежи деталей и узлов. Системы современного станка. Электричество ,гидравлика, пневматика в машинах. Межпредметные связи с физикой, химией, математикой, экологией, экономикой. Безопасная работа на станках. Основные опасности. Правильные приемы работы. Охрана труда. Оказание доврачебной помощи при травмах. Понятие "современный станок". Потребительские качества станка. Станок как объект маркетинга. Станкостроительные фирмы. 8. Информация. Учебники и учебные пособия по декоративно-прикладному искусству, ремеслам и дизайну. Научная литература. Проспекты, журналы, каталоги, атласы и альбомы. Реклама в СМИ. Музеи, выставки, конкурсы, видеофильмы. Ремесла в произведениях литературы, поэзии, живописи. 9. Тематика проектов (ориентировочная): * Сравнение потребительских качеств изделий. * Народные промыслы.* Резное изделие* Художественное литье.* Художественная ковка.* Украшение.* * Как платье становится нарядным? * Декоративное изделие.* Знаменитые дизайнерские изобретения.* Плетеное изделие.* Дом моды "Слава Зайцев".* Платья от кутюр.* Художественный салон.* Может ли изделие промышленности стать произведением искусства? * Композиция в произведениях прикладного искусства * Музей декоративно-прикладного искусства.* Обзор номеров бюллетеня "Техническая эстетика".* * Юмор в художественном творчестве.* Компьютерная поддержка художника.* Почему мне нравится эта вещь? * Как готовят дизайнеров? * Мода: хорошо и плохо.* Творчество в ремеслах.* Ремесла и экономика.* Как готовят мастеров?* Строгановское училище.* Грановитая палата московского Кремля.* Громкие имена прикладного искусства России.* Композиция из природных материалов.* Национальный костюм. * Дизайнерские разработки бытовых предметов.* Приглашение на выставку или в музей прикладного искусства* Графические редакторы * Виды резьбы по дереву * Авторское изделие из древесины, кожи,керамики.* Декоративное искусство зарубежных стран.*Поэтика православного храма. *Театральный костюм.* Художник в театра и кино.* Книжный художник.* Рекламное ремесло.* 10. Выбор профессии. Профессии: массовые, специалисты, творческие. Уровень образования и квалификации. Среднее специальное и высшее образование. Учебные заведения и особенности приема в них. Дни открытых дверей. Престижность профессий и удовлетворенность профессиональной работой. Профессиональное творчество. Виды трудовой деятельности в системах: "человек-техника", "человек-человек", "человек-знак", "человек-образ", "человек-природа". Примеры. Условия трудовой деятельности: монотонность-переменность;большая-малая физическая нагрузка;большая-малая психическая нагрузка; большой-малый риск; большая-малая ответственность; большая-малая необходимость повышения квалификации. Примеры. Формулы профессий. Профессиональные ограничения и возможные профзаболевания. Заработная плата: кто и за что получает деньги. 11. Оценивание информационной обеспеченности и интеллектуальной подготовленности учащихся.
|
[Назад (к содержанию раздела)]