Н.В. Гаськова
г. Москва.
В условиях реформирования
экономической, политической, социокультурной
сфер жизни нашего общества и решения задач,
связанных с обновлением содержания, форм и
методов учебно-воспитательного процесса в
средних учебных заведениях, расширением сети
гимназий, лицеев, колледжей, специализированных
школ, классов с углубленным изучением предметов
возникает необходимость глубокого научного
осмысления системы университетской подготовки
преподавательских кадров.
В университетах нередко проявляется
технократическая ориентация, т.е. приоритет
отдается специальной подготовке. Не исключение и
гуманитарные факультеты. Не умаляя значения
специальных знаний в общей культуре педагога, на
педагогических отделениях университетов должен
готовиться не физик-учитель, историк-учитель,
биолог-учитель, а учитель физики, истории,
биологии и т.д.
В идеальном виде подготовка учителя
должна быть опережающей, т.е. предвосхищать
актуальные потребности общества. В то же время не
следует считать, что в условиях учебного
заведения можно сформировать вполне
подготовленного специалиста, поскольку модель
обучения существенно отличается от модели
профессиональной деятельности. Различия
проявляются в целях обучения, содержании,
средствах и методах, а также в самих субъектах
учебно-педагогической деятельности и, прежде
всего, в степени их самостоятельной активности.
Данное различие необходимо свести к минимуму, но
полностью устранить его не возможно.
Любое содержание образования
реализуется через учебный процесс, который
делится на относительно обособленные, но в то же
время неразрывно связанные функции. Процесс
обучения призван осуществлять ряд функций. В
специальной литературе под функцией понимается
определенный вид деятельности или процесс со
своими специфическими этапами, стадиями,
структурой.
Анализ процесса обучения в высшей
школе дает возможность вычленить ряд
доминирующих функций: образовательную,
развивающую, воспитательную, коммуникативную,
гностическую,
экспериментально-исследовательскую,
конструктивную и организационно-методическую.
Образовательная функция предусматривает
включение в содержание образования
фундаментальных теоретических знаний (законов,
положений, принципов, требований) и их
обязательное усвоение. Кроме того, она
направлена на формирование специальных умений,
навыков и прикладных действий по учебному
предмету и отрасли науки. В частности по
специальностям педагогического профиля - знание
психологии личности, психодиагностики,
превентивной психокоррекции, методики
проведения занятий различного типа. В системе
обучения формируются также общенаучные умения и
навыки: работа с конспектом лекций,
справочниками, библиографическим материалом,
организация умственного труда и его гигиена.
Развивающая функция предполагает
анализ и синтез, заключающиеся в разложении
изучаемого на единицы, которые позволяют вскрыть
внутреннюю структуру научного знания.
Составляющей данной функции является особый вид
сравнения ? аналогия, устанавливающая подобие
явлений, процессов. С помощью аналогий можно
переносить информацию от модели к прототипу.
Именно этот процесс помогает развивать мышление,
делать собственные умозаключения и моделировать
различные процессы.
Воспитательная функция в
классической педагогике всегда рассматривалась
однозначно. В современных условиях, когда
изменилась система ценностей, взглядов,
убеждений, идеалов, эта функция стала
трактоваться как функция социального
самоопределения личности. В условиях высшей
школы функция социального самоопределения
реализуется через все вычлененные нами функции
процесса обучения, а также в активной
деятельности самого студента. Поэтому важно
составляющие данной функции включать в
структуру каждой функции.
Коммуникативная функция
реализуется каждым преподавателем в процессе
организации индивидуальной,
индивидуально-групповой, групповой и
коллективной работы со студентами в зависимости
от направленности учебного вида деятельности,
уровня сплоченности той или иной группы.
Гностическая функция
предполагает аналитическую оценку
преподавателем системы использования
индивидуальных методов, приемов, средств
обучения, сопоставление собственного опыта с
опытом работы других преподавателей, глубокий
анализ количественных и качественных изменений
личности студента, его способностей к изучению и
восприятию научного знания, применение
последнего в научном эксперименте. Вместе с тем
эта функция побуждает студента проявлять себя
по-другому: постоянно контролировать результаты
учения, личностное развитие, профессиональное
становление. Последнее формируется на основе
развития сенсорного восприятия, двигательной,
интеллектуальной, волевой, эмоциональной и
мотивационной сфер. Иными словами, каждый
преподаватель строит процесс обучения таким
образом, чтобы он был направлен прежде всего на
развитие способности студентов за счет
постепенного поэтапного усложнения учебного
материала.
Экспериментально-исследовательская
функция предусматривает закрепление и
апробацию научного факта, теории и гипотезы, идеи
или замысла. при ее реализации предполагается
обязательное внесение изменений в учебный и
научно-исследовательский процесс с целью
получения образовательного эффекта.
преподаватель может раскладывать
педагогические явления на составные элементы,
варьировать условия, в которых эти элементы
функционируют, прослеживать развитие отдельных
сторон и связей. Грамотно реализуемая
экспериментальная функция учит студента
добывать и уточнять факты, проверять отдельные
теоретические выводы, осуществлять определенные
познавательные действия, выражающиеся в
различных конкретных формах в зависимости от
способа постановки задания (решение поисковых
задач, нахождение ответов, выяснение цели и
значения работы с последующим подтверждением
теоретического материала и т.д.)
Конструктивная функция
процесса обучения включает умения разрабатывать
учебные планы и программы, проектировать
содержание и характер педагогических действий и
деятельности студентов. Данная функция
позволяет корректировать ход учебного процесса;
прогнозировать результаты работы; формировать
умения, навыки, прикладные действия, личностные
качества.
Организационно-методическая
функция предусматривает создание условий
для реализации учебного процесса. К ним следует
отнести: определение государственного стандарта
и содержания образования; разработку и внедрение
авторских систем педагогической деятельности;
введение различных курсов и спецкурсов в
соответствии с интересами студентов;
обеспечение необходимым оборудованием,
аудивизуальными средствами обучения (ПЭВМ, ТСО,
АОС и др.), учебной, научной, методической
литературой.
Представленные функции процесса
обучения нельзя рассматривать как
самостоятельно проявляющиеся в деятельности
педагога. Все они тесно взаимосвязаны: одна
предшествует другой, побуждает к ее реализации,
что и составляет диалектику их внутреннего
единства. К тому же одни из этих функций
реализуются в учебном процессе, другие - на
практических и лабораторных занятиях, третьи - в
более высокой интеллектуальной
исследовательской и экспериментальной
деятельности. Их связующими выступают
разнообразные формы, методы и средства обучения,
контроля, самоконтроля, регулирования и
корректирования системы образования. Механизм
усвоения общих и методических знаний, прикладных
умений и навыков зависит от личности
преподавателя, индивидуальных способностей и
возможностей студентов.
Методика включает в себя две различные
части: характеристику целей, содержания,
последовательности и методов преподавания, а
также знания, с помощью которых происходило
обоснование всех перечисленных компонент.
Возникающие вопросы: почему и зачем
нужно при обучении пользоваться теми, а не
другими приемами и методами; почему нужно
проходить изучаемый материал в такой
последовательности, а не иной
последовательности и т.д. Таким фундаментом для
специального курса методики должны быть
некоторые общие, теоретические, хотя бы и самые
элементарные положения из области дидактики,
психологии, логики, философии, дающие
возможность осветить с различных точек зрения,
во-первых, саму сущность материала, подлежащего
усвоению, во-вторых, процессы усвоения этого
материала с педагогической и практической точек
зрения. Такое общее введение подготовит
изучающих к надлежащему усвоению специальной,
чисто практической части предмета.
Н.В. Гаськова
Из материалов
научной-практической конференции
"Взаимосвязь дидактики и частных методик в
обучении", прошедшей в 1999 г. в Институте теории
образования и педагогики Российской академии
образования. По согласованию с сотрудниками
Лаборатории дидактики института. |