[Назад (к содержанию раздела)]

Функции процесса обучения
в системе университетской подготовки преподавателей

Н.В. Гаськова
г. Москва.
bar16.jpg (1487 bytes)

В условиях реформирования экономической, политической, социокультурной сфер жизни нашего общества и решения задач, связанных с обновлением содержания, форм и методов учебно-воспитательного процесса в средних учебных заведениях, расширением сети гимназий, лицеев, колледжей, специализированных школ, классов с углубленным изучением предметов возникает необходимость глубокого научного осмысления системы университетской подготовки преподавательских кадров.

В университетах нередко проявляется технократическая ориентация, т.е. приоритет отдается специальной подготовке. Не исключение и гуманитарные факультеты. Не умаляя значения специальных знаний в общей культуре педагога, на педагогических отделениях университетов должен готовиться не физик-учитель, историк-учитель, биолог-учитель, а учитель физики, истории, биологии и т.д.

В идеальном виде подготовка учителя должна быть опережающей, т.е. предвосхищать актуальные потребности общества. В то же время не следует считать, что в условиях учебного заведения можно сформировать вполне подготовленного специалиста, поскольку модель обучения существенно отличается от модели профессиональной деятельности. Различия проявляются в целях обучения, содержании, средствах и методах, а также в самих субъектах учебно-педагогической деятельности и, прежде всего, в степени их самостоятельной активности. Данное различие необходимо свести к минимуму, но полностью устранить его не возможно.

Любое содержание образования реализуется через учебный процесс, который делится на относительно обособленные, но в то же время неразрывно связанные функции. Процесс обучения призван осуществлять ряд функций. В специальной литературе под функцией понимается определенный вид деятельности или процесс со своими специфическими этапами, стадиями, структурой.

Анализ процесса обучения в высшей школе дает возможность вычленить ряд доминирующих функций: образовательную, развивающую, воспитательную, коммуникативную, гностическую, экспериментально-исследовательскую, конструктивную и организационно-методическую.

Образовательная функция предусматривает включение в содержание образования фундаментальных теоретических знаний (законов, положений, принципов, требований) и их обязательное усвоение. Кроме того, она направлена на формирование специальных умений, навыков и прикладных действий по учебному предмету и отрасли науки. В частности по специальностям педагогического профиля - знание психологии личности, психодиагностики, превентивной психокоррекции, методики проведения занятий различного типа. В системе обучения формируются также общенаучные умения и навыки: работа с конспектом лекций, справочниками, библиографическим материалом, организация умственного труда и его гигиена.

Развивающая функция предполагает анализ и синтез, заключающиеся в разложении изучаемого на единицы, которые позволяют вскрыть внутреннюю структуру научного знания. Составляющей данной функции является особый вид сравнения ? аналогия, устанавливающая подобие явлений, процессов. С помощью аналогий можно переносить информацию от модели к прототипу. Именно этот процесс помогает развивать мышление, делать собственные умозаключения и моделировать различные процессы.

Воспитательная функция в классической педагогике всегда рассматривалась однозначно. В современных условиях, когда изменилась система ценностей, взглядов, убеждений, идеалов, эта функция стала трактоваться как функция социального самоопределения личности. В условиях высшей школы функция социального самоопределения реализуется через все вычлененные нами функции процесса обучения, а также в активной деятельности самого студента. Поэтому важно составляющие данной функции включать в структуру каждой функции.

Коммуникативная функция реализуется каждым преподавателем в процессе организации индивидуальной, индивидуально-групповой, групповой и коллективной работы со студентами в зависимости от направленности учебного вида деятельности, уровня сплоченности той или иной группы.

Гностическая функция предполагает аналитическую оценку преподавателем системы использования индивидуальных методов, приемов, средств обучения, сопоставление собственного опыта с опытом работы других преподавателей, глубокий анализ количественных и качественных изменений личности студента, его способностей к изучению и восприятию научного знания, применение последнего в научном эксперименте. Вместе с тем эта функция побуждает студента проявлять себя по-другому: постоянно контролировать результаты учения, личностное развитие, профессиональное становление. Последнее формируется на основе развития сенсорного восприятия, двигательной, интеллектуальной, волевой, эмоциональной и мотивационной сфер. Иными словами, каждый преподаватель строит процесс обучения таким образом, чтобы он был направлен прежде всего на развитие способности студентов за счет постепенного поэтапного усложнения учебного материала.

Экспериментально-исследовательская функция предусматривает закрепление и апробацию научного факта, теории и гипотезы, идеи или замысла. при ее реализации предполагается обязательное внесение изменений в учебный и научно-исследовательский процесс с целью получения образовательного эффекта. преподаватель может раскладывать педагогические явления на составные элементы, варьировать условия, в которых эти элементы функционируют, прослеживать развитие отдельных сторон и связей. Грамотно реализуемая экспериментальная функция учит студента добывать и уточнять факты, проверять отдельные теоретические выводы, осуществлять определенные познавательные действия, выражающиеся в различных конкретных формах в зависимости от способа постановки задания (решение поисковых задач, нахождение ответов, выяснение цели и значения работы с последующим подтверждением теоретического материала и т.д.)

Конструктивная функция процесса обучения включает умения разрабатывать учебные планы и программы, проектировать содержание и характер педагогических действий и деятельности студентов. Данная функция позволяет корректировать ход учебного процесса; прогнозировать результаты работы; формировать умения, навыки, прикладные действия, личностные качества.

Организационно-методическая функция предусматривает создание условий для реализации учебного процесса. К ним следует отнести: определение государственного стандарта и содержания образования; разработку и внедрение авторских систем педагогической деятельности; введение различных курсов и спецкурсов в соответствии с интересами студентов; обеспечение необходимым оборудованием, аудивизуальными средствами обучения (ПЭВМ, ТСО, АОС и др.), учебной, научной, методической литературой.

Представленные функции процесса обучения нельзя рассматривать как самостоятельно проявляющиеся в деятельности педагога. Все они тесно взаимосвязаны: одна предшествует другой, побуждает к ее реализации, что и составляет диалектику их внутреннего единства. К тому же одни из этих функций реализуются в учебном процессе, другие - на практических и лабораторных занятиях, третьи - в более высокой интеллектуальной исследовательской и экспериментальной деятельности. Их связующими выступают разнообразные формы, методы и средства обучения, контроля, самоконтроля, регулирования и корректирования системы образования. Механизм усвоения общих и методических знаний, прикладных умений и навыков зависит от личности преподавателя, индивидуальных способностей и возможностей студентов.

Методика включает в себя две различные части: характеристику целей, содержания, последовательности и методов преподавания, а также знания, с помощью которых происходило обоснование всех перечисленных компонент.

Возникающие вопросы: почему и зачем нужно при обучении пользоваться теми, а не другими приемами и методами; почему нужно проходить изучаемый материал в такой последовательности, а не иной последовательности и т.д. Таким фундаментом для специального курса методики должны быть некоторые общие, теоретические, хотя бы и самые элементарные положения из области дидактики, психологии, логики, философии, дающие возможность осветить с различных точек зрения, во-первых, саму сущность материала, подлежащего усвоению, во-вторых, процессы усвоения этого материала с педагогической и практической точек зрения. Такое общее введение подготовит изучающих к надлежащему усвоению специальной, чисто практической части предмета.

Н.В.  Гаськова


Из материалов научной-практической конференции "Взаимосвязь дидактики и частных методик в обучении", прошедшей в 1999 г. в Институте теории образования и педагогики Российской академии образования. По согласованию с сотрудниками Лаборатории дидактики института.

[Назад (к содержанию раздела)]

Хостинг от uCoz