Программа курса
"Теоретические основы обучения
математике"
Иванова
Тамара Алексеевна, |
Одним из критериев профессиональной подготовленности учителя служит умение синтезировать психолого-педагогические и специальные знания. На математическом факультете Нижегородского педагогического университета формирование у студентов этого умения осуществлялось в разных формах на протяжении нескольких лет. Результатом явилась разработка нового курса "Теоретические основы обучения математике", который ставится на кафедре теории и методики обучения математике, начиная с 1995 года. Ниже публикуется программа этого курса. Основные знания и умения, формируемые в курсе:
Основные принципы, положенные в основу моделирования программы и соответствующего содержания курса:
Основное содержание курса. Математическое образование. История развития математического образования. Роль общего математического образования в решении задач современной средней школы. Основные принципы среднего математического образования на современном этапе: гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, непрерывность. Понятие методической системы обучения математике: психологическая структура личности и закономерности ее развития, цели, гуманитарно-ориентированное содержание, дидактические процессы, средства, организационные формы. Цели обучения математике в современной средней школе, их содержание и способы постановки. Иерархия в целях обучения. Содержание математического образования, его гуманитарная направленность. Деятельностный подход в обучении математике. Специфика творческой математической деятельности. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся с позиций гуманизации, гуманитаризации, личностно-ориентированного обучения. Познавательные средства в обучении математике. Гипотетико-дедуктивные методы научного познания: аналогия, неполная индукция, обобщение. Роль интуиции в поисковой математической деятельности. Познавательные средства в обучении математике. Методы доказательств: синтетический, аналитический, от противного, полная индукция, метод исчерпывающих проб, контрапозиция, приведение контрпримера, математическая индукция. Аксиоматический метод в школьном образовании. Понятие технологического подхода в обучении и возможности его применения в обучении математике. Основные дидактические единицы математического содержания: понятия и их определения, математические предложения (аксиомы и теоремы), правила (алгоритмы), задачи. Математические понятия. Научно-педагогические аспекты определения математических понятий. Психологическая основа формирования математических понятий. Эвристические и логические составляющие математической деятельности при работе с определением. Технология организации усвоения математических понятий на уровнях "знание", "понимание", "применение в простейших ситуациях". Математические предложения: аксиомы и теоремы. Эвристические и логические составляющие математической деятельности при работе с теоремой. Технология организации усвоения теорем на уровнях "Знание", "Понимание", "Применение в простейших ситуациях". Алгоритмы и алгоритмический подход в обучении математике. Обучение школьников алгоритмической деятельности. Проектирование технологии обучения алгоритмам на основе теории поэтапного формирования умственных действий. Требования к системе упражнений. Роль задач в обучении математике, в интеллектуальном развитии учащихся. Принципы анализа и отбора задачного материала. Технология работы с ключевой задачей. Методы обучения математике. Два общедидактических типа обучения математике: объяснительно-репродуктивный и проблемно-развивающий. Роль каждого из них в обучении математике. Пути создания проблемных ситуаций при обучении математике. Специальные методы обучения математике: наглядно-конструктивный и метод УДЕ. Выбор методов обучения. Организационные формы обучения математике: индивидуальная, парная, групповая. Классно-урочная система; типы уроков математики. Дидактические игры. Лекционно-семинарская система обучения математике. Кружки, факультативы, спецкурсы по математике. Средства обучения математике. Компьютеризация процесса обучения. Уровни усвоения математического содержания. Диагностика результатов обучения. Технология разработки тестовых заданий. Моделирование в обучении математике. Проектирование методических систем обучения математике. Логико-дидактический анализ темы, его основные принципы. Тематическое планирование (модель изучения темы). Иванова Т. А. Из материалов научной-практической конференции "Взаимосвязь дидактики и частных методик в обучении", прошедшей в 1999 г. в Институте теории образования и педагогики Российской академии образования. По согласованию с сотрудниками Лаборатории дидактики института. |