Взаимосвязь
дидактики и частных методик преподавания
в свете синергетики
Хлопков Ю.Г. |
Как известно, синергетика (теория самоорганизации.) возникла на стыке нескольких наук и занимается изучением процессов образования упорядоченных структур из неупорядоченных. Центральной проблемой является определение равновесных конфигураций, а также исследование их устойчивости. Естественно, чем жестче структура (чем прочнее связи), тем выше устойчивость Системы. Если рассмотреть систему дидактических принципов, то в процессе конструирования учебного занятия их следует организовать в систему, причем структурную организацию задает цель. Обычно при подготовке к занятиям учителя начинают сразу работать с учебником и методической литературой, не уделяя должного внимания дидактическим закономерностям. В результате учебно-воспитательный процесс (УВП) как система оказывается лишенным целого ряда подсистем, а от этого его функциональные возможности снижаются. Действительно, согласно современным представлениям, УВП имеет следующие компоненты: а) задачи, б) содержание, в) формы, г) методы, д) средства, е) результаты обучения, но из поля зрения при этом выпадает такой элемент, как "движущие силы" процесса обучения. Недостаточное внимание при традиционном обучении уделяется методологическим вопросам, имеет место нарушение иерархии в методах и подходах к УВП, что может всю структурную организацию привести к хаосу. Для правильного понимания взаимосвязи дидактики и частных методик преподавания полезно вспомнить, что предмет дидактики - общая теория обучения всем предметам, а частные методики изучают особенности преподавания отдельных дисциплин. Поэтому при конструировании учебно-воспитательного процесса следует начинать с определения целей обучения (системообразующий элемент), далее правильно определить пути достижения цели (выбор методов) и только после этого отобрать оптимальные способы и формы работы. Как только цель определена, следует позаботиться об активизации движущих сил процесса обучения, а для этого нужно вспомнить еще об одном наиважнейшем элементе УВП - ученике. Ведь если он как самоорганизующаяся и саморегулируемая система находится в "замкнутом" состоянии, то никакая учебная информация усваиваться им не будет. Поэтому надо учесть, что движущей силой УВП является противоречие между наличными знаниями ученика и теми, которыми он должен овладеть. Однако опыт показывает, что ряд учеников учиться не желает, хотя, вроде бы, "движущие силы" присутствуют. Согласно моим представлениям, выше названное противоречие состоит из двух полюсов, один из которых - присутствует в сознании ученика (его наличные знания), а другой полюс - (то, что должен выучить обучаемый) - это достояние внешней среды. А так как полюса находятся не в одном месте, то и взаимодей-ствовать не могут. Поэтому учитель обязан уделять внимание активизации движущих сил УВП ..8 Итак, "цель и "движущие силы" - это два элемента системы, находящиеся в состоянии неустойчивого равновесия (или, выражаясь языком синергетики, - в точке бифуркации). Согласно теории самоорганизации, направление развития процесса в этом случае носит стохастический (вероятностный) характер. Для того, чтобы началось учение, преподаватель должен объяснить, что изучаемая информация личностно значима для ученика. Только после того, когда ученик САМ решит, что учебный материал ему действительно нужен, произойдет активизация движущих сил УВП. При этом создаются условия для того, чтобы вступила в силу дидактическая закономерность "соответствия целей ученика целям учителя". В этом случае цель как бы "подсказывает", что между преподавателем и обучаемым должны быть субъект-субъектные отношения, а принципы активности и сознательности занять более высокую иерархическую ступеньку по сравнению с остальными. (Для принятия решения ученик должен хорошо осознать зачем ему нужен учебный материал, активно обработать полученную информацию и по своим критериям оценить ее важность и полезностью). Эти принципы и цель данного этапа урока должны связаться с функциями занятия – обучающей, развивающей и воспитывающей. Даже в момент принятия решения о ценности учебной информации осуществляется и развитие (например интеллектуальное) и воспитание (положительное отношение к учебе). И несмотря на краткосрочность рассматриваемого этапа урока (от нескольких секунд до нескольких минут, начинает четко прослеживаться некая структура. К выше названным компонентам как бы "притягивается" деятельностный подход, который в свою очередь уже начинает " диктовать" учителю, что навязывать свою точку зрения ученику нельзя, но можно обсудить (как с равным по диалогу партнером) почему учебная информация может быть полезна обучаемому. Если же на этом этапе учитель применит авторитарный стиль общения, то это повлечет разрыв структурных связей, и система может прийти в состояние хаоса. Если попытаться изобразить на графике по оси ОХ время, а по оси ОУ откладывать (в процентах) "удельный вес" того или иного принципа обучения, то учителю станет ясно, что на различных этапах урока не все принципы играют одинаковую роль, и что наиважнейший из них "потребует" и больше внимания к себе. Например, при активизации движущих сил УВП наибольшее значение имеют принципы сознательности и активности обучаемого. Но принцип сознательности подразумевает применение объяснительно-иллюстративного метода обучения, а конкретный метод, в свою очередь, начинает "задавать" параметры, по которым следует подбирать подходящую форму обучения. Как видим, дидактика призвана "задать" направление процессу самоорганизации, и если не нарушать логики построения пространственно-временных структур, то начинает все четче образовываться "диссипативное множество", а сам учебно-воспитательный процесс "набирать силу и необратимый характер". Но не следует забывать, что каждая учебная дисциплина имеет свои особенности, и поэтому методика преподавания призвана найти конкретные пути для достижения уже не стратегических целей, а решить тактические задачи. Что касается определения удельного вклада того или иного метода обучения, то эту задачу можно решать с помощью метода экспертных оценок на основе схемы Ченцова, которая была описана в 1976 году в журнале "Советская. педагогика" (см. Ченцов А. А. Методы разработки системы профессиональной подготовки учителя.//СОВ. педагогика, 1976.- N 3.- С. 78-87.). Хлопков Ю.Г. Из материалов научной-практической конференции "Взаимосвязь дидактики и частных методик в обучении", прошедшей в 1999 г. в Институте теории образования и педагогики Российской академии образования. По согласованию с сотрудниками Лаборатории дидактики института. |