"Главные биографические факты - книги,
важнейшие события - мысли". Так определил кредо
историка В.О.Ключевский. Эта характеристика
может быть отнесена и к жизненному пути
члена-корреспондента Российской академии
образования, доктора педагогических наук,
профессора, заслуженного деятеля науки Марий-Эл
и РФ Захара Ильича Равкина.
Захар Ильич родился 13 июля 1918 г. в Ростове-на-Дону,
в семье врачей, где берегли гуманистические
традиции российской интеллигенции. Еще в
школьные годы начал формироваться его интерес к
изучению прошлого не без определенного влияния
его ближайшей родственницы - талантливого
историка Э.Б.Генкиной. Проявившиеся способности
и незаурядное трудолюбие открыли путь в "Лицей
в Сокольниках" - так называли тогда
легендарный Институт философии, литературы,
искусства. К сожалению, учеба в ИФЛИ была
прервана в 1937 г. по независящим от него
обстоятельствам, и он завершил высшее
образование в Самаркандском университете. В
военные годы Захар Ильич, по состоянию здоровья
не призванный в армию, преподает историю,
работает методистом. В 1944 г. З.И.Равкин в числе
первого набора поступил в аспирантуру АПН РСФСР.
Его научным руководителем стал замечательный
отечественный ученый Н.А.Константинов, который
привил своему ученику глубокое уважение к
историческому первоисточнику, пиетет перед ним.
Начав с исследования педагогики Царскосельского
лицея пушкинской поры, З.И.Равкин вскоре
переключается на изучение истории советской
школы и педагогики 20-х гг. и остается верным этой
сложной проблеме на протяжении всей последующей
творческой деятельности. После защиты
диссертации З.И.Равкин становится старшим
научным сотрудником Института теории и истории
педагогики (случай тогда редкий). Результаты
первого периода исследований были обобщены в
монографии "Советская школа в годы перехода на
мирную работу по восстановлению народного
хозяйства" (1949), вызвавшей позитивный резонанс.
Появляются и первые статьи по методологии
изучения истории педагогики - другого главного
направления его научных интересов.
Однако в сгущающейся атмосфере борьбы с
"безродными космополитами" З.И. Равкин был
вынужден в 1951 г. переехать в Йошкар-Олу, где стал
заведовать кафедрой педагогики и психологии
Марийского пединститута им. Н.К.Крупской. В этой
должности он проработал более тридцати лет. Это
был плодотворный, хотя и непростой период его
педагогической и исследовательской
деятельности. Ученый разрабатывал новаторское
для того времени проблемное преподавание курса
истории педагогики. Его реализация усиливала
профессиональную направленность курса, рельефно
выявляла генезис педагогической мысли,
актуализировала ретроспективные знания,
непосредственно связанные с насущными вопросами
школьной жизни.
В сфере интересов 3.И. Равкина - весь спектр
многосторонней подготовки будущих учителей. Он
предложил новую структуру цикла
психолого-педагогических дисциплин, под его
общей редакцией и при авторском участии вышли в
свет и получили одобрение общественности
"Хрестоматия по педагогике" и оригинальная
книга "Все начинается с учителя", содержащая
научно-исследовательские материалы, извлечения
из публицистических статей и художественных
произведений отечественных авторов.
Важной стороной творческого поиска З.И.Равкина в
60-70-е гг. стало продолжение изучения истории
советской школы, результаты которого получили
обобщение в фундаментальных "Очерках по
истории советской школы и педагогики" (1961),
написанных в соавторстве с Ф.Ф.Королевым и
Т.Д.Корнейчиком, разделах и главах "Очерков
истории школы и педагогической мысли народов
СССР 1917-1941 гг." (1980), повествованиях о
выдающихся деятелях советской педагогики 20-30-х
гг. В существенно переработанном виде они вошли в
книгу "Творцы и новаторы школы, рожденной
Октябрем" (1990).
В работах Захара Ильича этого периода была
реализована новая для педагогических
исследований историографическая концепция,
характерными чертами которой являлись
обоснованные с позиций принципа историзма
оценки фактов, явлений и событий в истории школы
и педагогической мысли; актуализация
позитивного ретроспективного опыта и оценка его
сквозь призму современных проблем; рассмотрение
деятельности участников исследуемых процессов в
контексте их времени.
Исследовательские интересы З.И.Равкина
охватывали и такие темы, как развитие
отечественного образования в первой четверти ХX
в., педагогическое наследие Л.Н.Толстого, история
зарубежной педагогики. Особое внимание он
уделяет разработке проблем методологии истории
педагогики. Оживленную дискуссию вызвали статьи
З.И.Равкина, посвященные взаимосвязи логического
и исторического, в исследованиях предмета и
объекта истории педагогики. Позднее эти статьи
были переосмыслены и обобщены в издании
"Актуальные проблемы методологии
историко-педагогических исследований" (1993).
Существенным пластом деятельности коллектива
кафедры Марийского пединститута, руководимой
З.И.Равкиным, стала реализация новаторской
концепции педагогического стимулирования,
направленного на пробуждение познавательных
интересов, формирование позитивных
интеллектуально-нравственных качеств.
Результаты исследований были суммированы в
десятке сборников, объединивших научные поиски
его многочисленных единомышленников, ряде
кандидатских и докторских диссертаций. К этому
направлению примыкает изучение проблем семейной
педагогики. Заметным явлением в этой связи стала
книга, вышедшая под редакцией З.И.Равкина
"Воспитание детей в семье" (1959).
В 1981 г. З.И.Равкин возвращается в Москву и в
должности сначала старшего научного сотрудника,
затем руководителя лаборатории трудится по сей
день в Институте общей педагогики АПН СССР (ныне
Институт теории образования и педагогики РАО). В
80-90-е гг. он, реализуя новые методологические
подходы, ведет исследования по истории
отечественной и зарубежной школы и педагогики XX
в., разрабатывает методические проблемы истории
образования (научный редактор и автор ряда
статей в сборниках "Проблемы истории
советской школы и педагогики" Т. 1-3, 1991;
"Современные проблемы истории образования и
педагогической науки". Т. 1-3. 1994). С 1992 г.
возглавляет группу методологии
историко-педагогических исследований, которая
стала новым научным подразделением в структуре
Института теории образования и педагогики,
академии в целом.
Социально-политические трансформации и
катаклизмы отечественной истории начала 90-х гг.
потребовали решительного обновления
теоретико-методологического арсенала,
расширения проблематики, источниковой базы
исследований по истории образования и
педагогической мысли. Продуктивным ответом на
запросы времени стало создание под научным
руководством З.И.Равкина монографий, посвященных
аксиологическим проблемам истории образования.
Это - "Образование: идеалы и ценности.
Историко-теоретический аспект" (1995),
"Национальные ценности образования: история и
современность" (1996), "Национальные
ценностные приоритеты сферы образования и
воспитания (конец XIX - 90-е гг. XX в.)" (1997),
"Аксиологические приоритеты в сфере
образования и воспитания (история и
современность)" (1997). В них на широком
историко-педагогическом фоне (Россия - Запад -
Восток) впервые подробно раскрыт генезис
общечеловеческих образовательных ценностей в их
взаимодействии с национальными приоритетами,
сформулированы ис-торико-педагогические основы
для построения отечественной аксиологии как
самостоятельной отрасли педагогической теории.
Среди книг З.И.Равкина, вышедших в середине -
второй половине 90-х гг., отметим
учебник-справочник "История образования и
педагогической мысли", написанный в
соавторстве с В.Г.Пряниковой (1994) и ставший для
студентов и преподавателей вузов надежным
путеводителем в разбушевавшейся тогда в
историко-педагогической науке перестроечной
стихии.
Юбиляр подготовил к печати монографию
"Философско-педагогическая концепция В.В.
Розанова".
Захара Ильича невозможно представить вне
напряженной педагогической деятельности по
подготовке научной смены. Только за
"московский период" под его руководством
было защищено пять докторских и 15 кандидатских
диссертаций, а в целом за все предшествующие 40
лет он помог становлению 14 докторов и более 50
кандидатов педагогических наук.
Много времени и сил юбиляр отдает деятельности
функционирующего при Российской академии
образования Научного совета по проблемам
истории образования и педагогической науки,
который за прошедшие годы превратился в центр,
объединивший вокруг себя историков школы и
педагогики большинства регионов России и
некоторых стран СНГ
От всей души хочется пожелать дорогому юбиляру
здоровья, исполнения намеченных планов.
М. Богуславский.
|