К обложке журнала

Назад к таблице

Век образования. 1943 год

Ф.Ф. БРЮХОВЕЦКИЙ

Вряд ли в российском образовании найдется педагог, который оставил столь заметный след в повседневной практической деятельности школы как Федор Федорович Брюховецкий. Считается, что высшей наградой для поэта, композитора является то, что созданные ими произведения становятся народными. Их исполняют, даже не задумываясь о том, что у них был конкретный автор.

Так иногда бывает и в педагогике. День знаний 1 сентября, Праздник прощания с букварем, Фестиваль “За честь школы”, щемящая душу атмосфера Последнего звонка – все это было впервые придумано и использовано в своей школе Ф. Брюховецким. А ведь без этого совершенно невозможно представить жизнь современной школы.

Начало своего директорского пути Федор Федорович позднее опишет в возвышенно-эпических тонах: “В феврале 1943 года под звуки сирен и разрывы фашистских бомб мы начинали работу школы”. Так Брюховецкий становится в 27 лет директором средней школы № 58 города Краснодара, носившей затем по праву имя А. С. Макаренко. На этом посту он бессменно оставался на протяжении 42 лет. Если в емкой форме выразить педагогическое кредо Федора Федоровича, то его можно свести к двум ключевым словам: традиции и праздники. В тяжелые годы войны он сумел сплотить коллектив педагогов и учеников на основе совместной творческой деятельности и “перспективы завтрашней радости”. В центре работы находился опыт трудовой коллективной деятельности учителей, учащихся и родителей, шефов, который выступал источником накопления совместных радостных переживаний. Так постепенно создавались и утверждались педагогические традиции. Это был непрерывный поиск, эксперимент. На протяжении всей деятельности школы Брюховецкий выступал организационным и эмоциональным лидером коллектива, генератором идей, привлекал в школу самобытных, творческих, высокопрофессиональных наставников. И не удивительно, что педагогический коллектив, школа в целом стала культурным центром города.

Впрочем, значение и роль Брюховицкого в российской педагогике далеко выходит за рамки его конкретной школьной деятельности. Незаурядный публицист, ярко выраженный педагог-гуманист он пользовался большим авторитетом в педагогических кругах, а высказанные им идеи и подходы затем были развиты В. А. Сухомлинским.

Назад к таблице

Хостинг от uCoz