К содержанию журнала |
Век образования. 1900 год
Петр Федорович Каптерев
Сейчас, когда заканчивается XX столетие, становится отчетливо ясно, что П.Ф. Каптерев (1849-1922) - одна из наиболее крупных величин отечественного просвещения. Вся его более чем полувековая педагогическая деятельность - это беззаветное служение России, школе, учительству и детям.Получив образование в Московской духовной академии (он был сыном сельского священника), Каптерев почти всю свою дальнейшую жизнь связал с Петербургом. Все, за что брался Петр Федорович, он делал капитально, по сути создав российскую педагогическую науку. Каптерев заложил в основание отечественной педагогики свои фундаментальные труды «Педагогическая психология», «Педагогический процесс», «Дидактические очерки», «История русской педагогии». Все они - новаторские для своего времени - и сегодня входят в золотой фонд отечественной педагогической мысли.
Поражает широта проблематики его творчества. Вот названия некоторых публикаций 1900 года: «Значение христианства в постановке первоначального воспитания, «Характерные черты среднего образования в Англии», «Трагизм судьбы Гоголя», «О детской лжи», «Ответственность родителей перед детьми».
Но есть тема, которая красной нитью проходит через все творчество Каптерева, - семейное воспитание. Он редактирует многотомную (57 выпусков) энциклопедию семейного воспитания, не имеющую аналогов ни в России, ни за рубежом. Под его редакцией выходит журнал для родителей «Воспитание и обучение», он активно участвует в работе. Родительского кружка при педагогическом музее. Основная цель всей этой многогранной деятельности педагога - вовлечь отцов и матерей в гуманное воспитание детей, дать им необходимые психологические познания, объяснить, что на самом деле стоит за детскими ложью, страхом, мужеством, подражательностыо, радостями и печалями, играми и развлечениями.
Обнаженным нервом для Калтерева всегда являлось тяжелое положение русского учителя и народной школы. Он стоял у истоков общественного педагогического движения, был редактором и сотрудником ряда журналов, активным участником педагогических съездов, много выступал перед учителями. Долгое время его голос не был слышен властями. Но именно Каптеревув1915году министр народного просвещения П. Н, Игнатьев поручил возглавить «мозговой центр» подготовки реформы образования. И то, что в итоге коллективом ученых и практиков были созданы, несомненно, лучшие в отечественной педагогике материалы по реформе образования, - его весомая заслуга.
С радостью восприняв Февральскую революцию, он настороженно встретил Октябрьскую. В 1921 году Каптерев публикует пронзительную статью «Педагогика и политика». Это смело, страстно и убежденно высказанный призыв ни в коем случае не превращать учителей и учащихся в разменную монету в политической игре, а школу - в механизм осуществления идеологической диктатуры. В этой последней статье-завещании Каптерев развивает центральную для него идею, своеобразное кредо: педагогический процесс должен быть автономным, то есть свободным от каких бы то ни было влияний извне.
Этой статьи П.Ф. Каптереву советская власть так и не могла простить. До 1980-х годов его работы не переиздавались, о педагогических идеях если и писали, то как бы сквозь зубы, не забывая подчеркивать, что он выражал «хорошо знакомые, типичные для буржуазной педагогики антинаучные теории аполитичности воспитания».