Век образования. 1901 год
Василий Васильевич РозановПожалуй, самой причудливой, таинственной и иррациональной фигурой в отечественном образовании начала XX века был В.В.Розанов (1856-1919).
Главная его педагогическая книга с характерным для писателя и мыслителя заголовком «Сумерки просвещения» вышла в 1899 году и сразу оказалась в эпицентре споров и дискуссий, захвативших первые годы наступившего столетия. А сама личность Розанова привлекла пристальное внимание педагогической общественности,
Перечитывая сейчас составившие эту книгу статьи с символичными названиями: «Семья как истинная школа», «Педагогические трафаретки», «Беспочвенность русской школы», обжигаешься мыслью - как же мало воплощено в российском образовании XX века из тех насущных задач, которые резко и определенно выдвинул В.В. Розанов.
Из воспоминаний о годах обучения в гимназии и университете, собственного десятилетнего опыта учительства Василий Васильевич вынес горькую и страстную убежденность в абсолютной порочности существовавшей тогда в России школы.
В своих мастерски написанных статьях Розанов действительно по-максималистски беспощадно осудил, конечно, далеко не худшую систему образования, существовавшую тогда в России. И не какие-то детали - перегрузку учащихся, отсутствие совместного обучения - нет, он отвергал школьное обучение целиком.
Большим, даже решающим его недостатком мыслитель считал отсутствие в отечественной педагогике философии национального образования и воспитания. А без этого, по его мнению, все остальное становилось бессмысленным. Можно было бесконечно спорить о том, какой предмет, в каком объеме и как изучать, но от этого русская школа не избавлялась от главной беды - беспочвенности.
Наряду с отстаиванием, как бы сейчас сказали, культуросообразного образования, Розанов решительно выступал за его развивающий и личностно ориентированный характер. По его убеждению, весь процесс обучения должен быть насыщен поисковой, опытнической, исследовательской деятельностью школьников, сопровождаться их яркими и высокими эмоциональными переживаниями от поиска истины и вызванных этим «озарений и просветлении».
Судьба самого В. В. Розанова была достаточно тяжелой. Остро переживаемое интеллектуальное одиночество в провинциальной глуши, постоянные материальные трудности, резкая критика современников, и не только махровых реакционеров, но и передовых деятелей культуры...
Умер писатель и мыслитель в Сергиевом Посаде в гражданскую войну от голода, холода и бесприютности, оставив в наследство свои блестящие по литературному уровню и глубокие по содержанию статьи и книги, написанные, как он отмечал, «сострадающим сердцем».