Век образования. 1902 год
Петр Алексеевич Кропоткин
Выдвинул идею соединения обучения с трудом, назвав это интегральным образованием.
Теоретик анархизма, ученый и путешественник П.А. Кропоткин (1842-1921) выразил идею гуманистической педагогики «ребенок - высшая ценность» в книге «Земледельческое, фабрично-заводское и кустарное производство», созданной в 1902 году. В ней он начертал масштабную картину школы будущего, которая затем развивалась и обогащалась в его последующих трудах.
По сути, Кропоткин провозгласил все высшие и конечные цели воспитания и обучения: «Надо дать возможность каждому свободно выявить свои силы, надо воспитать у каждого человека гармонически развитую, критически мыслящую и активно действующую личность. Для этого необходимо дать ребенку свободу и суметь пробудить в учениках доверие к собственным силам, к инициативе и действию».
В обучении Кропоткин важнейшее значение придавал разносторонней подготовке личности, причем ставил задачу максимальной активизации познавательной деятельности учащихся, придания обучению исследовательского характера. Главным учителем провозглашалась Природа, а важнейшим стимулом обучения - жизненно-практическое значение знаний.
Наиболее радикально у Кропоткина трансформировалась школа. Она превращалась в школу-мастерскую и должна была располагаться на производстве (морское училище - на корабле, техническое - на фабрике). Здесь учащиеся овладевали бы основами всех ремесел и производств и применяли их в труде. Работая, учащиеся должны были производить материальные ценности, продавая которые получали бы прибыль, а значит, имели бы и экономический интерес. Такое соединение обучения с трудом Кропоткин называл интегральным образованием.
Как видим, отрицаемые по идеологическим основаниям идеи Кропоткина оказались парадоксально востребованными в советской педагогике. «Хрущевская реформа» образования конца 50-х годов по сути строилась на положениях, выдвинутых идеологом анархизма, правда, значительно вульгаризированных. Да и сейчас у П.А. Кропоткина есть немало последователей, впрочем, не всегда отдающих себе в этом отчет.