Век образования. 1902 год
Школа шалунов«Давайте нам сюда самого ужасного тихоню, мы его живо научим шалить» - таким был девиз удивительной школы, созданной в Баку педагогом А. Радченко. Это подразумевало, что любого педагогически запущенного, закомплексованного ребенка можно превратить в радующегося жизни, веселого и резвого. Как же это достигалось? Прежде всего, детям давали возможность максимально реализовать свои потенциальные способности. В разновозрастном классе (с 5 до 8 лет) работа велась по групповому методу, и в то время, когда учитель занимался с одной из групп, остальные были предоставлены сами себе.
Педагоги принципиально не желали задавать детям стереотип поведения, а, предоставляя им максимально возможную свободу, внимательно и доброжелательно наблюдали за ними. Весь процесс воспитания состоял как бы из цепочки непрерывных компромиссов. Признавая ребенка единственным собственником самого себя, ему давали крайне спорное право: рисковать жизнью и здоровьем ради своей идеи и того дела, которым он сейчас увлечен.
День в этой небольшой школе строился достаточно оригинально. После двух-трех часов занятий дети накрывали на стол и, прежде чем усесться, делали гимнастику или пели гаммы и упражнения - для развития слуха и укрепления легких. В расписании это было обозначено как «время воя голодных волков». Затем - игры на свежем воздухе, занятия ручным трудом и художественным творчеством и, наконец, самое любимое - пение или чтение вслух, соединенные с разговорами по душам. С наступлением тепла все занятия переносились в сад.
Обучая грамоте, учителя придерживались свободного метода - письма без линеек и полей. Также специально много писали левой рукой. Удивительно, но все это приводило к выработке красивого - причем сугубо индивидуального - почерка у детей уже в шестилетнем возрасте.
Счету дети учились, составляя узоры из разноцветного бисера, «читая» время на часах, а также делая рисунки. И чтобы, видно, совсем доконать методистов, изобрели удивительный способ изучения таблицы умножения: дети плясали под мелодию вальса, польки или мазурки и пели эту таблицу умножения. Странно, но запоминали быстро и навсегда.
Неудивительно, что дети очень любили учиться и впоследствии всегда с удовольствием и чувством благодарности вспоминали свою необыкновенную школу.