К содержанию журнала |
Век образования. 1903 год
Константин Петрович ПобедоносцевПризывал увидеть человеческую личность учащего и учащегося сквозь учебные планы и программы.
К.П. Победоносцев (1827-1907) был натурой страстной, твердой и даже одержимой в отстаивании собственных убеждений.
Образованнейший человек, крупный ученый-правовед, обер-прокурор Синода, он со всем присущим ему темпераментом, талантом писателя, даром убеждения выражал в российском образовании его православную, традиционную, державную составляющую. И в этой своей последовательной деятельности снискал как сторонников, так и врагов, особенно среди интеллигенции, видевших в Победоносцеве символ реакции и даже мракобесия. Эти оценки перешли затем и в советскую педагогику.
На самом деле все обстоит намного сложнее. У обер-прокурора Синода несомненно, была четко и глубоко продуманная образовательная политика. В начальной школе Победоносцев видел прежде всего хранительницу российских традиций, религиозных устоев, нравственных норм и только в-четвертых и в-пятых - собственно место обучения. Идеалом народной школы для него была такая, где учащиеся приобретали минимум элементарных знаний, но зато глубоко впитывали уважение к Богу, любовь к Отечеству и почитание своих родителей. В его любимом детище - церковно-приходских школах - образование строилось именно по этой схеме.
Однако эти, на первый взгляд, крайне консервативные убеждения Победоносцева ярковыраженно гуманистичны. Его главная педагогическая книга «Учение и учитель» (1903-1904) центрируется на личности инспектора и директора школы, учителя и ученика. Сквозь внешние, формальные оболочки - документацию, учебные планы и программы, правила правописания, результаты экзаменов - он страстно призывал увидеть человеческую личность учащего и учащегося. И не просто увидеть, а максимально им помочь.
Конечно, взгляды К.П. Победоносцева в начале XX века казались уже принадлежностью другой эпохи. Он жестко выступал против высшего женского образования, почему-то видя в нем развращающий фактор, «ведущий к растлению нравов».
Но при всем при этом от его строк, написанных в начале века, так и веет спокойствием, устойчивостью и стабильностью - всем, чего так не хватает в наше взвихренное ветрами время конца столетия.