К содержанию журнала |
Век образования. 1903 год
Семейная школа Семейные школы, часто называвшиеся родительскими, возникали постоянно и в различных местах, порожденные стойким и справедливым убеждением отцов и матерей, что официальные учебные заведения не способны обучать их замечательных детей в соответствии с индивидуальными способностями и особенностями, а могут только искалечить.Одна из таких семейных школ возникла под руководством убежденной сторонницы свободного воспитания 0. Кайдановой. Вначале это была группка из 10-15 родителей и педагогов, объединившихся на принципе трех «С» - Сотоварищества, Сотворчества, Содействия.
Дети, попадая в эту школу, оказывались в обстановке, где не было заранее определенного плана, подготовленных программ, учебных предметов. Все в конечном итоге определялось интересами и желаниями ребенка-солнца, вокруг которого, как планеты, вращались и педагоги, и весь учебно-воспитательный процесс. Если никто из воспитанников не хотел знать математику, то она не изучалась. Татке обстояло дело и с другими предметами. Если же кто-то из детей хотел ознакомиться, например, с археологией, то для него приглашался учитель.
Основными методами обучения были экскурсии, ручной труд и уроки-беседы, органично переходящие в задушевный разговор. Главное внимание уделялось созданию атмосферы своего мира с особой «внутренней тишиной», где педагогам открывались детские души.
Школа 0. Кайдановой просуществовала два года, оставив яркий след в истории педагогики. Грустно читать последнюю страницу жизни этой удивительно теплой школы:
«Вот дети разошлись - все были как-то озадачены, что завтра им не надо приходить в школу. Они забирали свои вещи, и чувствовалось, что им очень жаль оставлять школу... Перед тем как разойтись, спели, по предложению одного из детей, «Прощайте» из любимой «Синей птицы». Вот их шаги затихли, раздался последний тоненький возглас «Прощайте», и мы, учителя, остались одни...»
(Из дневника 0. Кайдановой)