Век образования. 1904 год
Александр Петрович НечаевОсенью 1904 г. в Петербурге открылись Педагогические курсы, о которых великий князь Константин Константинович сделал доклад императору Николаю II. Эти курсы были детищем Александра Петровича Нечаева.
Образ А.П. Нечаева привлекает и поражает широтой кругозора, глубокой культурой, интеллигентностью, несгибаемостью, любовью к своей стране и ее народу. Он был не только ученым, но и поэтом, гражданином, патриотом. С ним были дружны члены царской семьи, министры, известные писатели и ученые из России, Европы, Северной и Южной Америки, Австралии, учителя из больших городов и глухих деревень. Многие высказывания и идеи ученого перекликаются с нашими сегодняшними мыслями, делая его добрым собеседником современных педагогов.
После окончания Петербургского университета Нечаев был отправлен на стажировку в Германию, где познакомился с передовой для того времени экспериментальной психологией. Вернувшись в Петербург, Александр Петрович создал первую в России лабораторию экспериментальной педагогической психологии при Педагогическом музее.
Новые взгляды на воспитание нужно было пропагандировать в обществе и учительской среде, так как, по словам А.П. Нечаева, «невозможно рассчитывать на проведение в жизнь какой бы то ни было прочной школьной реформы, если не будет учителей, хорошо понимающих основы воспитания и объединенных знанием главнейших начал современной педагогики». В первую очередь этому служили курсы для народных учителей.
В своем дневнике Нечаев записал: «...Я давал ответы на самые разнообразные вопросы, которые мне бросали духовно наголодавшиеся учителя. Тут были вопросы и о воспитании воли, и о вещих снах, о спиритизме, смысле жизни, красоте, мнемонике и последней психологической книжке, заглавие которой они встречали в газете».
Дореволюционные годы стали временем признания Нечаева как ученого. Он был избран членом-корреспондентом международных педологических обществ.
С 1917 года он - директор Самарского педагогического института. С 1921 года заведовал психологическим отделом Психоневрологического института: а с 1922 - стал директором этого института. Новый поворот судьбы попал на начало 30-х годов, когда Нечаев начал разрабатывать проблемы психотехники труда.
В середине 30-х годов Нечаев был осужден по стандартному обвинению в распространении фашистских взглядов. Но его не расстреляли, а только выслали на пять лет в Семипалатинск. Там Нечаев работал профессором кафедры психологии пединститута, стал доктором педагогических наук. К сожалению, из ссылки ему вернуться не удалось: в 1948 году он умер.