Век образования. 1905 год
Владимир Иванович Чарнолуский
В 1905 году стал лидером Всероссийского учительского союза.
Бывает так, что деятель образования не оставил после себя серьезных теоретических трудов или же образовательного учреждения, но тем не менее навсегда вписал свое имя в историю педагогики. Это положение целиком относится к Владимиру Ивановичу Чарнолус-кому(1865-1941), который, по сути, сформировал общественно-педагогическое движение.
Поражают та кипучая энергия, подвижничество и устремленность Владимира Ивановича, с какой он организовывал работу общества «Знание», проводил десятки совещаний педагогов, основывал курсы. Все это увенчалось созданием в 1905 году массового Всероссийского учительского союза, в котором Чарнолуский стал признанным лидером.
Через всю извилистую историю межреволюционного времени проходит его неустанная деятельность по консолидации педагогических сил, а главное, тщательному синтезу высказанных деятелями народного образования предложений по реформированию российской школы. До поры до времени этот арсенал не был востребован, но постоянно обновлялся и совершенствовался.
Обстановка кардинально изменилась в лучшую сторону после Февральской революции, когда по инициативе и трудами Чарнолуского был создан Государственный комитет по народному образованию, представлявший собой своего рода общественный мозговой центр при Министерстве просвещения. За пять месяцев работы комитет подготовил и рассмотрел свыше 40 законопроектов, предложенных в основном Чарнолуским. Несомненно, это время было его звездным часом.
Но октябрьские события похоронили все надежды Чарнолуского на развертывание массового общественно-педагогического движения, которое веско и аргументированно оппонировало бы государству в вопросах, касающихся судеб школы. В итоге все законопроекты так и остались на бумаге, а госкомитет был распущен.
Конечно, Чарнолуский пытался сохранить свое детище, порой совершая самоотверженные, хотя и наивные, поступки. Так, в октябре 1917-ro он не пустил наркома просвещения Луначарского в здание министерства, попросту выгнал его. Разумеется, Чарнолускому этого никогда не простили.
Кстати, есть какая-то мистика в этой перекличке фамилий: Чарнолуский - Луначарский. В педагогической среде существует устойчивая версия, что Луначарский - незаконнорожденный брат Чарнолуского. (В таких случаях байстрюкам нередко давали подобные перевернутые фамилии.)
В 20-30-е года Чарнолуский отчаянно пытался вписаться в новые реалии. Он искренне не мог взять в толк, почему советская власть не нуждается в свободном общественно-педагогическом движении. Главным его детищем этого периода стало создание научно-педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского. И этому его делу, как и всему, чему так страстно, подвижнически отдавался Владимир Иванович, была суждена долгая жизнь.