Век образования. 1907 год
Подвижник свободного воспитания
Русскому национальному духу всегда были присущи стремление к развитию до возможного предела, потребность поступиться имеющимся хорошим ради абстрактного лучшего, что часто приводило к результатам, противоположным ожидаемым. Пожалуй, как никто, эту исходную черту российского характера в педагогике воплотил оригинальный философ и убежденный гуманист, яростный полемист и неутомимый общественный деятель, «педагог милостью Божией", как называли его современники, Константин Николаевич Вентцель (1857-1947). Его долгая жизнь как бы символизировала необычайную глубину и протяженность разрабатываемых им идей.
1907 год стал знаковым и поворотным в жизни Вентцеля - наконец-то начали сбываться на практике его самые заветные мечты. Активно работало детище Вентцеля - «Дом свободного ребенка». Начал выходить журнал «Свободное воспитание», где в первых же номерах он опубликовал сразу шесть своих статей.
Судьба Константина Николаевича - это настоящее противоречие между бытовой и духовной сферами. В миру он - скромный статистик Московской городской управы, зарабатывающий на существование ненавистным и тяжелым трудом, затем - бедный постылый старик, обуза близким, живущий, по их мнению, чужой век. В творчестве же - гордый и независимый исполин, обращающийся к вечности и Человечеству, соотносящий с ним процесс становления свободной творческой личности. В своих многочисленных книгах и статьях он легко переносится во времени и пространстве, беседует на равных с Л.Толстым, Ф.Ницше, Р.Штейнером, осуществляет, по сути, одним из первых разработку педагогических проблем ноосферы, экологии духа.
Квинтэссенцией теории свободного воспитания стала знаменитая «Декларация прав ребенка», опубликованная Вентцелем в сентябре 1917 года и являющаяся своеобразным гуманистическим манифестом. Здесь Константин Николаевич рельефно проявил свой максимализм, сформулировав право ребенка «выбирать себе ближайших воспитателей и уходить от своих родителей, если они оказываются плохими воспитателями».
В своих трудах Вентцель стремился создать новое философское направление в науке о воспитании - космическую педагогику, основанную на идеях свободного воспитания, взаимосвязи их с религией, понимаемой в широком смысле - как живого творческого развивающегося Бога, единой целостной жизни и Вселенной. Формируя психолого-педагогические основы своей концепции, он утверждал, что в культе творческой личности важнейшую роль будет играть Культ Ребенка, так как именно он способствует сохранению духовной свежести человечества. Ребенок, в понимании Константина Николаевича, являлся «нежным ростком», из которого при заботливом уходе и воспитании должна вырасти творческая личность.
Вентцель всегда шел навстречу холодным ветрам эпохи. Его травили и монархисты, и демократы, и коммунисты. Не попадая в такт ни с каким временем, он как бы был не подвластен Хроносу. Отчаявшись что-то втолковать своим современникам, Константин Николаевич творил для вечности, являясь подлинным "гостем из будущего».