Век образования. 1908 год
Лечебная педагогика В. КащенкоВ России долгое время воспитанию детей с психическими недостатками не уделялось должного внимания. Первым заведением, где по настоящему и эффективно занялись лечением и воспитанием таких детей стала открывшаяся в 1908 году «Школа-санаторий В.П. Кащенко для дефективных детей». В названии этого учреждения впервые в русской лексике появляется термин «дефективный» для обозначения тех состояний детей, которые характеризуются недостатками физического и психического развития.
К созданию этой школы Всеволод Петрович Кащенко (1870-1943) пришел через неизбежное в то время увлечение участием в революционной борьбе. Его исключали из университета, высылали из Москвы, запретили находиться на государственной службе. Все это и подтолкнуло дипломированного врача, брата известного психиатра к идее создать частное учреждение для аномальных детей. С этой целью он изучает детскую психопатологию, занимается исследовательской деятельностью в лабораториях А.П. Нечаева и А.Ф. Лазурского в Петербурге. Знакомится с постановкой воспитания и обучения аномальных детей в специальных учреждениях Германии, Швейцарии, Италии и Бельгии.
В созданном им на основе новейших достижений платном школе - санатории, по сути, впервые были реализованы многие идеи лечебной педагогики и современной валеологии. В нее принимались дети в возрасте от 4 до 16 лет «малоуспевающие, нервные, трудные в воспитательном отношении». Одновременно находилось не более 20 воспитанников, которые делились на три «семьи». «Семья» имела воспитателя жившего с питомцами. Целью этой необычной школы являлось путем лечения, воспитания и обучения подготовить воспитанников «к полезной жизни». На первом плане стояли именно воспитательные задачи, а также развитие и коррекция личности ученика. В этом экспериментальном учреждении, находящемся в непрерывном исследовательском поиске В.П. Кащенко были успешно апробированы действенные подходы к работе с аномальными детьми.
В школе–санатории не было обязательной программы. Главным являлось не количество знаний, а их качество. Все обучение проводилось на основе самостоятельности, активности учащихся. Их постоянно ставили в позицию маленьких исследователей. Широко применялся ручной труд. Дети сами взвешивали, измеряли, зарисовывали, составляли коллекцию, делали модели из глины и других материалов. Использовался новаторский для того времени комплексный подход к интеграции образовательного материала различных предметов. Большое место при их изучении занимали различные игры. Постоянно использовался наглядный материал.
Ведущим принципом лечебной педагогики, разрабатываемой В.П. Кащенко, выступал максимально идвидуализированный подход к учащимся, основанный на систематическом изучении ребенка и учете индивидуальных различий. При этом педагоги всегда опирались на положительные стороны личности ученика. В целом отношение сотрудников школы – санатория к ребенку строилось на любви, искреннем уважении к нему. Вместе с тем поддерживалась достаточно строгая, но не слепая дисциплина. Существовало самоуправление и самообслуживание, к критическим замечаниям детей всегда внимательно прислушивались.
Особое место занимала деятельность оздоровительного характера: вылазки на природу и так называемые «кислородные экскурсии» (воскресные походы на пять верст) были одновременно и средством развития интеллекта детей, и формой активного отдыха. Комплексной валеологической формой работы были «олимпийские игры», которые включали спортивные соревнования, конкурсы и состязания в литературном, художественном, музыкальном и в других видах творчества. Живя яркими духовными интересами, воспитанники не только отвлекались от своих навязчивых настроений, но и познавали особенности своей личности.
Деятельность школы – санатория была, конечно, звездным часом В. П. Кащенко. После революции он передал свое детище Наркомпросу. В 1923-24 годах на ее базе была создана Медико - педагогическая опытная станция, которой Всеволод Петрович руководил несколько лет. В дальнейшем он занимался разработкой проблем дефектологии во втором Московском государственном университете. А в последние годы жизни много работал над проблемами логопедии.