Век образования. 1909 год
Свобода личности В.М. БехтереваРеалии общественной жизни начала XX века привлекали внимание к вопросам воспитания и образования людей самых различных профессий. В данной связи не удивительно, что значительный и оригинальный вклад в разработку и реализацию комплекса педагогических проблем внес выдающийся психиатр Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927). Опубликованная в 1909 году его принципиальная статья «Вопросы общественного воспитания» вызвала большой общественный резонанс.
Выпускник Медико-хирургической академии Бехтерев приходит к вопросам воспитания детей в результате многолетних теоретических размышлений, жизненных наблюдений и практической деятельности в области психиатрии. По его убеждению причины ненормальных характеров, болезненных склонностей и душевных заболеваний чаще всего коренятся в «плохо поставленном воспитании в детские годы». В данной связи он специально разрабатывает проблему воспитания в младенческом возрасте и формулирует ряд важных положений значимых и для современной дошкольной педагогики. Важнейшим принципом воспитания в раннем возрасте В. М. Бехтерев считал отсутствие насилия над ребенком и использование его естественных склонностей. Большое внимание уделялось также физическому воспитанию, правильному и систематическому воспитанию органов чувств. Бехтерев предложил оригинальную программу воспитания органов зрения, слуха, осязания и др.
Воспитание органов чувств сочеталось с развитием интеллектуальных процессов и связывалось с двигательной активностью. К числу других ведущих принципов воспитания относилось систематическое приучение ребенка к труду, воспитание полезных, бодрящих эмоций и устранение угнетающих, воспитание ребенка в коллективе и, наконец, как можно раннее воспитание и развитие эстетического чувства, связанного с функционированием органов зрения и слуха. Причем важно, что Бехтерев не только провозгласил эти принципы, но и разработал ряд конкретных рекомендаций по развитию речи, мышления, памяти, воли и других психических процессов этого, по его определению «возраста первого детства».
Однако наибольшую известность в общественно-педагогических кругах В.М. Бехтереву принесли его социально-педагогические идеи. В 1905 году на Втором съезде отечественных психиатров он провозгласил свободу как важнейшее условие здоровья и нормального развития человека. Особенно большое значение в развитии личности придавалось им общественной деятельности в условиях демократического строя. В данной связи ученый призывал прививать детям «культуру социального героизма» вкладывая в это понятие чрезвычайно глубокий смысл - «социальное бессмертие». Для этого нужно было подбирать соответствующие игры для детей, больше рассказывать им о социальных проблемах, знакомить с жизнью и деятельностью исторических личностей героического плана.
В целом для В.М. Бехтерева был характерен примат воспитания над образованием. Он полагал, что ценность самого образования зависит от характера воспитания. А цель воспитания, по В. М. Бехтереву, - целостное развитие деятельной личности, готовой служить своему народу и Отечеству. Его девизом являлись следующие слова: «Отставать в воспитании – это, значит, сдавать жизненные позиции везде и во всем».
Имя Бехтерева было очень уважаемо в научных кругах, даже говорили: «Кто знает мозг? Господь Бог и Владимир Бехтерев». После Октябрьской революции ученый, веривший в ее народный характер, не пожелал уехать из России. В 1918 году он становится директором Института мозга. Научное творчество Бехтерева было исключительно плодотворным и разносторонним. Он написал свыше 600 научных и научно-популярных работ, из них более 10 крупных монографий.
Жизнь Бехтерева оборвалась при странных обстоятельствах 24 декабря 1927 года в Москве, куда он приехал на психоневрологический съезд. Согласно устойчивой версии он был убит по приказу Сталина. После визита в Кремль ученый сказал коллегам: «Я проконсультировал одного сухорукого параноика». Эта фраза стоила 70-летнему, но вполне крепкому и здоровому человеку жизни.