Век образования. 1909 год
Институт ЧеловекаТак в полной мере можно было назвать созданный В.М. Бехтеревым после первой русской революции Психоневрологический институт. Он представлял собой высшее учебное заведение, сочетавшее научно-исследовательскую, практическую деятельность в области медицины, криминалистики, психологии, педагогики и педологии и обучение по этим отраслям знаний. Основанный на пожертвования этот частный университет с 4 факультетами и двумя отделениями, по сути, стал первым крупным негосударственным высшим учебным заведением, основоположником вольной высшей школы. В 1915 г. в университете занималось более 3 тысяч слушателей, работало свыше 150 преподавателей. Естественно, что университет вызывал резкое недовольство в правительственных кругах, и было за что. На занятия были допущены женщины, принимали евреев без всяких «процентных норм». Введение подготовительного курса давало возможность выходцам из социальных низов компенсировать пробелы в образовании. В университет приглашали самых талантливых преподавателей, часто не имевших право преподавать в казенной школе. Изучались новые предметы, например социология. Необычно строился и образовательный процесс. Студенты имели право выбирать предметы, предлагать свой индивидуальный график обучения.
Вместе с тем университет давал фундаментальное образование. Педагогический факультет имел два отделения: словесно-историческое и естественно-историческое. Основательное изучение естественнонаучного цикла дисциплин, биологических и психологических, использование широких межпредметных связей медицины, неврологии, психиатрии – все это делало подготовку педагогов в институте, руководимом великим психиатром уникальной.
После октября 1917г. произошла национализация высшей вольной школы. Институт Бехтерева стал постепенно дробиться и вскоре прекратил свое существование как целостное учреждение.