Век образования. 1911 год
Естественный эксперимент А.Ф. ЛазурскогоНачало XX века характеризовалось в Росси взлетом психологической науки. Среди многих ярких имен ученых, посвятивших свою жизнь познанию сущности человека, его личности и индивидуальности Александр Федорович Лазурский занимает одно из ведущих мест. Он удивительно много успел сделать за неполные 43 года жизни (1874-1917), из которых половину посвятил разработке психологических проблем. О нем В.М. Бехтерев сказал: «Трудно представить себе более самоотверженного и преданного научному делу человека, забывшего ради науки все земные блага».
Психолог, педагог, врач - психиатр А.Ф. Лазурский является основоположником индивидуальной психологии; автором фундаментальных трудов по классификации личности, оригинальной программы изучения индивидуальных проявлений человека. Он выступал горячим поборником использования психологических знаний в педагогической практике. Наиболее ярко это отразилось в его книге «Школьные характеристики», в которой он, используя разработанную им программу изучения личности, создает типологию детских характеров. При этом Лазурский предлагает и собственный метод составления детских характеристик «экспериментальные уроки». Их суть состояла в том, что учитель фиксировал индивидуальные проявления личности, специфичные для данного вида уроков, а затем разрабатывал такой план урока, на котором было собрано все то, что дало бы возможность обнаружиться в наиболее яркой форме индивидуальным особенностям ребенка. Вместе с коллективом своих учеников А.Ф. Лазурский создал несколько планов таких уроков: по арифметике, русскому языку, естествознанию, рисованию.
1911 год оказался знаменательным и даже переломным в жизни Лазурского. На Первом Всероссийском съезде по экспериментальной педагогике он выступает с докладом о методе естественного эксперимента – новом слове в психологическом изучении учащихся. Идя на встречу стремлению педагогов он решил использовать этот метод при обычной школьной работе ученика. Так в роли экспериментаторов выступали сами педагоги, постепенно втягиваясь в круг современных психологических исследований.
В этом же году Александр Федорович открывает при Психоневрологическом институте Вспомогательную школу, предназначенную «для детей с пониженной успешностью, нервных и слаборазвитых». Эта школа являлась еще и бесплатным консультативно-амбулаторным центром по детской психопатологии, при котором, например, устраивались курсы «по обучению и воспитанию отсталых и ненормальных детей», где кроме врачей читал свои лекции и Лазурский.
Кроме вспомогательной школы любимым детищем Александра Федоровича являлась Психологическая лаборатория при Психоневрологическом институте. Здесь он творил новые методы психологического исследования. Будучи профессором института, Лазурский вдохновляется идеей принципиально новой системы высшего образования, в которой главными дисциплинами были бы «науки о человеке» и все подчинялось бы интересам этих наук.
Преждевременная смерть не дала осуществиться многим планам этого замечательного ученого-гуманиста. По мнению близко знавших его людей А.Ф. Лазурский «был глубоко гармоничной, светлой, высокоморальной личностью. Необыкновенно скромный и миролюбивый, он не имел врагов; чуждый рисовки стремления к популярности завоевал широкую известность. Мягкий, чуткий и деликатный, щепетильно честный и добрый он привлекал к себе сердца окружающих».