Век образования. 1912 год
М.М. РубинштейнВ 1912 году на российском педагогическом небосклоне взошла новая яркая звезда – Моисей Матвеевич Рубинштейн (1878-1953). Цикл статей в лучшем либерально - педагогическом журнале «Вестник воспитания», книга «Идея личности как основа мировоззрения», первое издание фундаментальных «Очерков педагогической психологии в связи с общей педагогикой» сразу сделали имя молодого ученого широко известным. О нем заговорили как о наследнике Каптерева.
Это было связано с новизной и основательностью разрабатываемых М. Рубинштейном проблем, несомненной широкой эрудицией автора, его компетенцией в философских, психологических, социальных вопросах, талантливым полемичным стилем изложения. Но не только – все содержание было, как бы изнутри подсвечено высоким гуманизмом, не поддельным вниманием к личности ребенка, преданностью общечеловеческим ценностям.
Осмысливая результаты деятельности М. Рубинштейна, становится отчетливо ясно, что, не особенно афишируя свои замыслы, он взялся за реализацию поистине исполинской задачи – одному создать новую педагогическую парадигму, причем во всех составляющих компонентах, и постараться воплотить ее в жизнь. И это ему удалось несмотря на все превратности судьбы и истории.
В 1920-е годы парадигма личностно ориентированной педагогики М. Рубинштейна шла как бы параллельно советской педагогике, но отличалась от нее, как отличается громыхающая магистраль от вьющегося неподалеку уютного проселка.
Два главных зла последовательно преследовал М. Рубинштейн – это классово- партийные установки, ломающие подход к целостной личности, и искусственную гипертрофию то одного, то другого принципа воспитания. Он обращается к проблемам российского менталитета, занимается изучением народной педагогики и на этой основе стремится создать отечественную школу. Его заслугой является изучение психологии подросткового и особенно юношеского возраста. В целом, в 20-е годы вокруг М. Рубинштейна сплачивались сторонники гуманной педагогики, находившиеся в мягкой оппозиции к Наркомпросу.
Это ему, естественно не простили. В начале 30-х годов он подвергся опасной идеологической травле как создатель «педагогики туманной реакции». Хотя Моисей Матвеевич не был репрессирован и продолжал преподавать в пединститутах, на активной научной деятельности пришлось поставить крест. За 30-е – нач. 50-х годов он опубликовал лишь пяток проходных статей и книгу «Воспитание читательских интересов у школьников», в которой верный себе советует педагогу опираться, прежде всего, на интересы юных читателей.