В 1914 году сбылась, казалось бы совершенно иллюзорная мечта Георгия Ивановича Челпанова (1862-1936) – состоялось открытие его детища - Психологического института. К этому событию он, по сути, шел всю свою жизнь.
Получив образование в Новороссийском университете, Челпанов преподает философию и психологию в Киеве. А после защиты в 1906 г. докторской диссертации, его приглашают возглавить кафедру философии в Московском университете. Начинается почти 30-летний период его московской научной деятельности, который принес Георгию Ивановичу множество радостей и достижений, но и много разочарования и горя, связанного с предательством близких людей.
В то время Челпанов был одной из центральных фигур в научной жизни Москвы. Он организовал новый психологический семинарий, создал Общество экспериментально-прикладных исследований, в который входили представители всех факультетов университета. В этой работе активное участие принимали и его бывшие студенты Блонский и Шпет, которые по его настоянию переехали из Киева.
Однако делом его жизни стала организация Психологического института. Для ознакомления с работой подобных учреждений Челпанов неоднократно выезжал в командировки в США и Германию. По его проекту было закуплено оборудование института, организованы различные лаборатории.
Георгий Иванович был не только выдающимся организатором психологической науки в России, но и замечательным лектором. Он являлся прекрасным педагогом, способным увлечь студентов, побудить их работать с полной отдачей. Будучи широко образованным человеком, он хорошо ориентировался в современных ему зарубежных научных школах, принимал участие практически во всех международных психологических конгрессах.
Оригинальны были его подходы к экспериментальным исследованиям. Он предложил особый метод познания личности – метод «вчувствования». Сущность его заключается в том, чтобы ученому не наблюдать факты со стороны, не объяснять их, а самому пережить их, пропустив через себя.
Историки психологии скромно оценивают результаты научной деятельности Челпанова. Считается, что он не создал самобытной психологической теории. Действительно, главная заслуга его в другом – он обладал даром подбирать в институте молодых и талантливых ученых. Отечественная психология обязана ему появлением многих значительных научных имен. Будучи видным педагогом и организатором науки, он сыграл важную роль в формировании высокой исследовательской культуры. Он создал свою школу, заложив основы дальнейшего плодотворного развития психологической науки в России. Именно выращенная им плеяда стояла у истоков советской психологии.
После революции судьба Георгия Ивановича складывается очень тяжело. В 1923 г. его изгоняют не только из университета, но из созданного им Психологического института. Причем инициаторами его ухода становятся бывшие ученики и сотрудники – Корнилов, Блонский, выступавшие за построение психологии на основе марксизма. Какое-то время ему еще удается плодотворно работать в Государственной академии художественных наук. Но в 1930-м году ее закрывают, и Челпанов остается без работы.
Последние годы его жизни были, по истине трагическими – умирают дочь и внучка. В 1936 г. расстреливают сына. В то время Челпанов приходил в созданный им Психологический институт и, сидя у входа, спрашивал сотрудников, помнят ли они еще его, а те старались пройти мимо быстро и незаметно…