Век образования. 1916 год
Альтруист Иннокентий ЖуковПедагогика, как, пожалуй, не одна из областей человеческой деятельности, постоянно испытывает на себе благотворное влияние дилетантов. Более всех вдохновенно воплотил в себе черты этого могучего и вечного племени Иннокентий Николаевич Жуков (1875 – 1948) – скульптор и писатель, поэт и путешественник.
В педагогику он пришел в 1916 году, сразу включившись в набирающее ход в России скаутское движение. Созданное благородными людьми – патриотами и тоже, конечно, дилетантами – офицерами, врачами, спортсменами оно начало приобретать слишком явно выраженные военизированные формы.
Иннокентий Николаевич (“дядя Кеша”, как называли его скауты) став ответственным секретарем “Всероссийского общества мальчиков- разведчиков” начинает развивать и пропагандировать совсем другую направленность в скаутизме – альтруистическую, рыцарскую ориентацию. В центре всей деятельности должны были находиться гуманистические идеалы, забота о людях, о животных, об окружающей среде. И. Жуков создает “Заповеди русских скаутов” и излагает Молитву разведчиков, Торжественное обещание, нравственные законы и обычаи, песни и даже ритуальное “Сказание о подвиге Св. Георгия Победоносца, покровителя скаутов всего мира”.
По его замыслу, этика скаутов должна была побуждать помогать ближним делом и словом, утешать страждущего, приходить на помощь обездоленным. И все это только ради выполнения своего нравственного долга перед людьми. Рыцарски благородное служение человечеству должно было составлять краеугольный камень скаутизма.
После революции 1917 г. И.Н.Жуков перебирается к себе на родину, в Читу, где создает “Общество сибирских скаутов”. Игнорируя все политические коллизии гражданской войны, Иннокентий Николаевич образует свой “Энциклопедиционный корпус” и водит детей в длительные путешествия по Забайкалью, организует увлекательные игры – соревнования. В организации “волчат” и “птенчиков” было много очень теплых, милых детскому сердцу моментов. Например, “стаи птенчиков” – девочек имели девиз: “Птенчик всегда стремится к полету”. Они делились на гнезда, а руководительница носила звание “Мудрая птица”. Птенчики приветствовали друг друга: “Стремитесь вверх”, ответом служило: “Стремиться будем”. Вот так, по-доброму, создавал “дядя Кеша” свою организацию. Все это способствовало воплощению в жизнь его главной заповеди: работая со стаей, надо стремиться создать из нее счастливую и дружную семью.
Очень интересно были разработаны им разнообразные подвижные игры. Когда знакомишься с их описанием, в памяти сразу возникают удивительно похожие, которые после Иннокентия Николаевича часто публиковались, но только под разными другими фамилиями.
В 1922 г. Жуков переезжает в Москву, где искренне, но, разумеется, совершенно тщетно пытается соединить выстраданные им идеи рыцарского скаутизма с пионерской организацией. Он предлагает создать объединение красных скаутов, в качестве основной деятельности которого стали бы разнообразные длительные игры. В начале к нему даже прислушивались, – метод длительной игры являлся основной формой работы в пионерских отрядах 1922 - середине 1924 гг. После отказа руководства комсомола от этой формы работы и резкой политизации деятельности организации, Иннокентий Николаевич, в знак протеста, полностью отходит от пионерских дел. Можно только представить с какой болью он наблюдал, во что превращается его любимое детище.
Стремясь в опосредованной форме вдохнуть в пионерскую организацию романтику, он создает увлекательные книги для детей: “Путешествие звена “Красная звезда” в страну чудес”, “Мертвый огонь (приключение юных пионеров в Египте)”.
И все же педагогический романтик, Дон – Кихот и альтруист И.Н.Жуков прожил по-своему счастливую жизнь. Ведь до конца дней он сохранил удивительную наивность и доброту, которые помогли ему выжить в то жестокое время.