Век образования. 1916 год
Кружок московских городских учительницЭто было очень своеобразное, чисто женское объединение десяти педагогов, решивших совершить в 1916 г. Коперниковый переворот в начальной школе. Они были разбросаны по разным учебным заведениям, руководители которых всячески препятствовали их поиску. Учительницы не имели необходимых средств, книг и учебных пособий. То, что удавалось достать, перевозилось из школы в школу, что отнимало много сил. Но все же, одержимые педагогическим творчеством, десять замученных бытом и школьным начальством “училок” довели дело до победного конца. В чем же заключалась сущность их открытия?
Они разработали новаторские для отечественной педагогики идеи, заключавшиеся в целостном (комплексном) подходе к преподаванию в начальной школе. Из школы изгонялись не только такие традиционные приоритеты обучения как русский язык, объяснительное чтение и счет, но и предметное преподавание географии, природоведения и истории. Все учебные предметы интегрировались в один – мироведение, что предполагало знакомство ребенка с окружающей его природой, а так же с людьми, обществом и его учреждениями. Главный акцент делался на краеведческом характере преподавания.
Все учебные дисциплины проникали друг в друга и способствовали становлению целостного мировоззрения ребенка. В его основе находился активно- деятельностный подход. Московские учительницы были убеждены, что школа должна с первых шагов стимулировать пытливый ум ребенка, углублять и расширять его желание ориентироваться в окружающем мире, т. е. “взять на себя роль руководительницы естественного развития ребенка”. В силу этого акцент делался на таких методах, как экскурсии, уход и наблюдения за животными и растениями, опыты, ручной труд и рисование, а так же спектакли, литературные вечера.
Существенно, что создатели этой своеобразной децентрализованной школы не только провозгласили новаторские, хотя и не бесспорные, идеи, но сделали следующий важный шаг – разработали и в течение ряда лет апробировали оригинальную программу начальной школы, построенную на выстраданных ими принципах. Более того, снабдили ее всеми необходимыми методическими разработками.