Век образования. 1917 год
Бодрая жизньТак называлась созданная С.Т.Шацким школа-колония, расположенная в Калужской губернии. Пожалуй, для 1917 г. это было наиболее характерное детское учреждение ставшее затем образцом подражания для сотен школ-коммун, которые организовывались в последующее десятилетие, но особенно массово в период гражданской войны. Да оно и понятно, ведь Шацким была предложена модель по сути самоокупающегося образовательного заведения, где благодаря непрерывному сельскохозяйственному труда детей и взрослых удавалось получить средства для существования, что в условиях разрухи и голода являлось не педагогическим экспериментом, а средством общего выживания. К сожалению, многочисленные подражатели и последователи много сделали для извращения идеи “трудовой детской свободной общины”, сведя все преимущественно к тяжелому, нередко непосильному труду детей и мучительной и неприятной деятельности по самообслуживанию.
В “Бодрой жизни” все обстояло с точностью до наоборот. Хотя труд и занимал важное место, но ему предавалось, прежде всего, воспитательная направленность. Питомцам была ясна практический смысл их деятельности: они налаживали хозяйство, стремились сделать жизнь в колонии более приятной, уютной и красивой. Так приходило ощущение радости в труде.
Основой всей жизни колонии являлось сообщество детей и взрослых и строилось оно на принципах самоуправления. Ребята были не мнимыми, а подлинными хозяевами “Бодрой жизни”. И конечно, как и во всех учреждениях, которые создавал Шацкий, в колонии царило и правило бал Его Величество Творчество. Взрослые и дети издавали журналы, ставили спектакли, организовывали концерты, много слушали музыку и исполняли музыкальные произведения. Оркестры, хор, театр органично уживались с трудом на полях, занятиями в кружках и различными играми.
Вот всю такую замечательную атмосферу “Бодрой жизни” и стремился уберечь С.Т.Шацкий от политизации и идеологизации воспитательной деятельности, которые несла с собой новая власть.
В 1917 г. ему еще это пока удавалось…