Век образования. 1918 год
Надежда Константиновна КрупскаяНесмотря на все превратности судьбы образ Надежды Константиновны Крупской – “первого педагога среди марксистов и первого марксиста среди педагогов” - не может не вызывать искренней симпатии. Она стала товарищем (заместителем) Наркома просвещения по решению Ленина уже в Октябрьские дни и находилась на этом посту в течение многих лет.
Вначале в кругах педагогической общественности к “мадам Лениной, свалившейся нам на голову из Цюриха” преобладало скептическое и даже не доброжелательное отношение. Однако, постепенно оно стало меняться на уважительное.
Конечно, перед вступлением на ответственный пост замнаркома Надежда Константиновна не обладала систематическим педагогическим опытом. Кроме серии статей о жизни передовых школ Запада, опубликованных в журнале “Свободное воспитание”, до революции ею была подготовлена интересная книга “Народное образование и демократия”, где она показала исторические корни трудовой школы, высоко оценила американскую систему образования. Собственно этот багаж и лег затем в основу разработки реформы российского образования.
В 1918 году Крупская пережила короткий период увлечения радикальными проектами кардинального переустройства школы – как трудовой коммуны. С отменой уроков, систематического содержания образования и даже летних каникул. Но затем заняла центристскую позицию. Подчеркнем, что эта позиция была вообще характерна для Крупской. Она всегда негативно относилась ко всем крайностям в деле образования. Ее своеобразным кредо являлось следующее положение: “в школе дети должны не только учиться, но и трудиться, но и не только трудиться, а и учиться”.
Другим принципиальным для Крупской положением являлось подчеркивание роли школы как центра воспитательной работы с населением. Она определяла воспитание как планомерное воздействие на подрастающее поколение с целью формирования гражданина. Не отрицая важную роль свободного проявления личности в своей индивидуальности, она считала, что личностное начало призвано отражать в себе принципы и нормы общественного устройства.
В 20-е годы авторитет Н.К.Крупской был непререкаем. Она являлась председателем научно-педагогической секции Государственного ученого совета, редактировала журнал “На путях к новой школе”, руководила Главполитпросветом, организовывала десятки педагогических съездов, конференций, совещаний.
Статьи и выступления Крупской не дают основания судить о ней как о сколько-нибудь серьезном теоретике, но они были доходчивы и пользовались популярностью. Отметим, что Надежда Константиновна нередко смело выступала по принципиальным вопросам, не боясь идти против сложившейся практики. Так в начале 20-х г. она отстаивала Блонского, Иорданского, Шацкого, обвиненных в мелкобуржуазности. А в конце 20-х г. боролась против антисемитизма в педагогической среде, а также исключения из школ детей кулаков и священников.
Конечно, мировоззрению Крупской были свойственны переоценка роли труда в образовании, превышение значения классовых интересов над общечеловеческими, нетерпимость к педагогическому инакомыслию и расхождению с марксисткой идеологией. Но и здесь она никогда не изменяла здравому смыслу.
С 30-х г. началось вытеснение Надежды Константиновны от руководства делами школы. В 1934 г., она с горечью писала: “Я переключилась на другую работу, на библиотечное дело; организационно к вопросу школы я никакого отношения не имею”. Со Сталиным у нее сложились недобрые отношения. Вождь даже в присущей ему манере пошутил, “что надо подобрать Ленину другую вдову”.
Умерла Крупская 27 февраля 1939 г. на следующий день после празднования ее 70-летия, где, согласно устойчивой версии, ее накормили отравленным тортом.