Век образования. 1919 год
Красные зориВся система образования в "Красных зорях" развертывалась на фоне организации жизни учащихся, всего школьного коллектива, среди окружающего сельского населения. Действовало самоуправление, являвшееся немаловажным фактором внутренней жизни колонии и формирующее самостоятельность в каждом воспитаннике.
Органы самоуправления избирались на общем собрании колонистов, которые гордо называли себя "строителями "Красных зорь", имея в виду, как их родные пенаты, так и все наше общество в целом. Педагоги участвовали не только в работе ячеек содействия - основного структурного подразделения школы, но и во всех трудовых процессах: сельскохозяйственных, строительных и прочих.
В "Красных зорях" не было воспитателей в традиционном понимании, а все педагоги отвечали за определенные направления работы, являлись руководителями трудовых или творческих объединений воспитанников. Не существовало отдельных задач школы и детского дома - были одни общие - коммуны. Таким образом стирались грани между воспитанием и обучением. Немалую роль играло объединение краснозоринцсв в сводные отряды, что являлось тогда крупным педагогическим новшеством. Режим дня строился так, чтобы охватить работой сразу весь коллектив. На полях и в мастерских трудились с 9 до 13 и с 18 до 20 часов. Ячейки выдавали наряды, контролировали их выполнение. Общая столовая, совместное проживание, работа бок о бок, - все это способствовало быстрому сплочению педагогического и ребячьего коллектива.
Школа-колония развивалась как живой организм, росла, крепла, мужала, осуществляя на практике смелые педагогические и хозяйственные идеи ее основателя. К 1932 г. она превратилась настоящий агропедагогический комбинат, включавший в себя детский дом, где проживало 400 воспитанников, среднюю дневную и вечернюю школы, агропедтехникум, дом отдыха.
"Красным зорям" принадлежали 140 га земельных угодий, парниковое хозяйство, специализированные фермы, конюшня, пасека, столярная, слесарная, сапожная мастерские, учебно-производственные кабинеты, собственная электростанция, трактор. Большой доход приносили животноводство, рыболовство, разведение цветов на продажу, в том числе за границу. Самоуправление и хозрасчет творили чудеса. Ни о какой обезличке и уравниловке не было и речи.
В распоряжении питомцев Ионина находились библиотека из 9 тысяч томов, оборудованные спортивные площадки, несколько лодок и даже прекрасная белоснежная яхта.
Выпускники колонии не порывали с ней тесной связи, являлись членами "Общества старых краснозоринцев", регулярно собирались на свои съезды. Помимо этого, каждый из выпускников мог в любое время приехать в дом отдыха “Красные зори”… Михайловский дворец, расположенный посреди старого парка, близость Финского залива, обилие прудов, речек, земельных угодий, - все это создавало у колонистов впечатление жизни в каком-то необычном, утопическом мире. Они сравнивали себя с героями "Таинственного острова" Жюля Верна, построившими счастливую жизнь своими руками.
Основанная И.В. Иониным школа-колония просуществовала на старом месте до сентября 1941 г., и после недолгого пребывания в Ленинграде в марте 1942 г. эвакуировалась в Ярославскую область. Но это были уже погасшие "Красные зори"…