К содержанию журнала

Назад к таблице

Век образования.  1920 г.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ТРУДА

Это было в высшей степени оригинальное научно- исследовательское и учебное заведение. В одной лаборатории самозабвенно экспериментировали убеленные сединами фанатики-изобретатели и подростки с горящими глазами. А в кабинете у Гастева не было традиционном стола для заседаний, но имелись превосходные столярная и слесарная мастерские.

В условиях НЭПа ЦИТ нашел свое место и процветал, принося несомненную пользу отечественной индустрии. Обучение было универсальным, краткосрочным и массовым. Выделялись такие слагаемые трудовой культуры (“трудовой выправки”): острая наблюдательность, любовь к орудиям труда, деятельность с наименьшей затратой сил при максимальной эффективности, умение "входить в работу", трудовое настроение. Жизнь кипела в лабораториях и цехах, над которыми витал дух творческого эксперимента, и в то же время все подчинялось идее максимальной целесообразности.

Каждое движение курсантов было четко расписано, тщательно выверено, чтобы в конце обучения стать глубоко осознанным, доведенным до полного автоматизма. Любой новичок в совершенстве должен бил овладеть, к примеру, ударом зубила (под каким углом и как наносить удар). При помощи специальных сигналов молодому рабочему указывалось на то, какое движение или элемент операции он выполняет неверно. С той же целью использовались фото и киносъемка. Таким образом, каждому из работающих прививалась культура труда. Всего этого в ЦИТе добивались благодаря специально разработанным программам, инструкторским картам и имитационным приспособлениям (кабин автомобиля, самолетов, различных операторских пультов), наглядным памяткам для работающих, что позволяло проводить их массовое обучение без непосредственного участия инструктора (фронтально) и в короткие сроки (от трех до шести месяцев).

В результате продуманной программированной системы трудовых тренировок с возрастающей нагрузкой у рабочего формировалась трудовая установка (психическая, рефлекторная) на данный вид деятельности, а также вырабатывалось состояние стабильной готовности организма к динамичной перестройке на новую деятельность.

Педагогический метод давал блестящий результат. Даже в условиях жестокой безработицы второй половины 20-х гг. выпускники ЦИТа были нарасхват. Хозяйственные руководители делали все, чтобы заполучить их на свои предприятия и платили большие деньги за подготовку на ЦИТовских курсах нужных специалистов. К концу 20-х гг. на четырехстах учебных базах института, объединенных в акционерное общество "Установка", было подготовлено свыше 500 тысяч рабочих по 200 профессиям. Так что ЦИТ, действуя в условиях хозрасчета, не только полностью окупал себя, но и имел достаточные средства для осуществления научно-исследовательской работы. ЦИТ ежегодно посещали сотни делегаций, оставляющих восторженные отзывы в книге.

Интересно, что во второй половине 80-х годов, во время перестройки в Москве на Пушкинской улице был воссоздан Центральный институт труда.

Назад к таблице

Хостинг от uCoz