Малаховская школа-коммуна
Лучшим отечественным педагогам всегда было присуще стремление пробудить многообразные творческие потенции детей. Они были глубоко убеждены в том, что стоит прикоснуться волшебной палочкой творчества к любому ребенку - и произойдет обыкновенное чудо: проявится бурная фантазия, жажда к игре, драматизации, исследованию. Главное - создать сотканную из творчества атмосферу и погрузить в нее детей. Эти гуманистические идеи были продуктивно реализованы в легендарной «Малаховке» - школе для еврейских детей-сирот, созданной талантливым педагогом Б.Шварцманом. Здесь кипела удивительно насыщенная творческая жизнь. В этом оазисе, среди холода и голода, дети, обожженные антисемитизмом и лишенные семьи, учились петь. танцевать, рисовать. Они сами готовили декорации и костюмы для спектаклей, издавали литературные журналы и газеты. Окруженные радостной творческой атмосферой, воспитанники добивались настоящих профессиональных успехов. Жизнь детской республики строилась на самоуправлении. Все решения обсуждались и принимались на верховном совете - «Колониал рате». Разнообразный и продуктивный сельскохозяйственный труд обеспечивал педагогов и воспитанников всем необходимым и давал возможность существовать на полном хозяйственном самообеспечении. Преподававшие в то время в «Малаховке" М. Шагал, Ю. Энгель создавали удивительный мир театра, музыки и живописи. Воспитанники посещали все спектакли театра Михоэлса, а его актеры были частыми гостями школы, как, впрочем, и другие известные деятели культуры. Преподавание на родном языке, художественное воспитание, проникнутое фольклором, способствовали бережному сохранению духа и традиций еврейского народа. За двадцать лет существования (до символичного 1937 года) через материнские руки «Малаховки» прошло более 400 воспитанников. И за все время из колонии не «эмигрировал» ни один ребенок, наоборот, не было отбоя от желающих попасть туда. |