Долгие годы мы были вынуждены изучать мифологизированную биографию А. С. Макаренко, цитировать его во многом фальсифицированные труды. Только сейчас, когда опубликованы подлинные документы, проведены объективные исследования, можно более или менее достоверно представить личность Антона Семеновича Макаренко, – несомненно, глубоко трагичную и по достоинству оценить его действительно гуманистическую деятельность. К сожалению десятилетия канонизации и приписывания одному Макаренко достижений и находок руководителей многих других замечательных трудовых коммун (И. В. Ионина, М. С. Погребинского) сослужили свою недобрую службу. И вызвали в конце 80-х – начале 90-х гг. яростную критику Макаренко как сталиниста, якобы чуть ли не архитектора ГУЛАГа. Отметим, что ряд положений высказанных педагогом в статьях опубликованных во второй половине 30-х гг. действительно имеет мало общего с гуманизмом.
И все же вклад, внесенный А. С. Макаренко в мировую и отечественную педагогику, бесспорен и уникален. Ему в сложнейших материальных, да и социально-политических условиях удалось реализовать многие продуктивные педагогически идеи и технологии, талантливо их инструментировать и адаптировать как к реалиям жизни Советской России, так и специфическим особенностям малолетних правонарушителей, “морально-дефективных”, с которыми преимущественно и работал Макаренко.
Авторскими являются многие конкретные методики, придуманные им. Среди них метод “создания событий” (воспитательных ситуаций), “педагогика взрыва”, “завтрашняя радость”, классический “метод параллельного действия” и многое другое. Но дело, конечно, не в отдельных пусть и продуктивных, технологиях и приемах. Оригинально и значимо само ядро педагогической системы Макаренко - созданная им новаторская и целостная концепция коллектива. Не случайно она привлекала и продолжает привлекать внимание мирового педагогического сообщества. Продуктивность и долголетие этих идей Макаренко во многом обусловливаются тем, что он строил свою деятельность на знании и использовании психологических особенностей подросткового и юношеского возраста, которому свойственно стремление к самоутверждению и созиданию, оптимистичный взгляд на мир, мажорное восприятие жизни. Это особенно рельефно и гуманистично проявилось на фоне той тяжелой социально-экономической ситуации, в которой жил и творил Макаренко на переломе 20-30-х гг.