Век образования. 1928 год
СТАНЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
Среди многих
предпринимавшихся в 1928 – 1929 гг. попыток
осуществить на практике идеи педагогики среды,
пожалуй, наиболее перспективной и успешной
являлась деятельность организованной М. В.
Крупениной станции социального воспитания при
Трехгорной мануфактуре. Это было достаточно крупное объединение, включавшее в себя 10 школ, 10 детских садов, детскую библиотеку и клуб. Основной проблемой, которая находилась в центре внимания педагогического коллектива, являлось исследование путей включения учащихся в активную деятельность по преобразованию окружающей среды. Воспринимая эту среду изначально как достаточно консервативную т даже реакционную, педагоги вовлекали учащихся в осуществление самой различной работы, связанной с политическими компаниями, санитарно-гигиенической деятельностью, благоустройством, борьбой за здоровый образ жизни. Считалось, что именно благодаря активному участию детей в конкретных делах удастся не только сформировать необходимые нравственные качества детей, но и существенно изменить жизнь их родителей, взрослых в целом. И это удалось, другое дело, что в такой деятельности недостаточно учитывались реальные интересы учащихся, которых часто отрывали от собственно учебной деятельности. Впрочем, в той логике, в которой работала Станция, такое положение воспринималось только позитивно, так как способствовало желанной перестройке школы учебы в школу общественно-полезного труда. С современной точки зрения многие формы и методы, которые использовали педагоги станции кажутся антигуманными, но той конкретной обстановке в работе с пролетарскими детьми они вполне себя оправдывали, связывая школу с жизнью. |