Век образования. 1935 год
25-АЯ ОБРАЗЦОВАЯВ 1935 году лучшей школой СССР на конкурсе была признана 25-ая города Москвы. Судьба этой школы очень примечательна. Созданная на базе известной частной гимназии Креймана она в трудах современных западных советологов подается как образец “ тоталитарной педагогики”, эталон “ сталинской гимназии”. И если взглянуть чисто внешне, то для этого есть определенные основания. Действительно, как в публикациях самих педагогов этой школы, так и в статьях о ней наиболее часто повторяющиеся слова это: организация, дисциплина, режим, порядок.
Но на самом деле все не так просто, в школе, где директор имела “знаковую” фамилию Гроза, детям жилось легко и интересно. Работало много педагогов еще с дореволюционным опытом, немало было и талантливой учительской молодежи. Вообще жизнь в 25-й школе кипела. Здесь действовали органы ученического самоуправления, работала пионербаза, очень интересно строилась внешкольная работа. Много внимания уделялось развитию творчества учащихся. Пока еще существовали школьные мастерские, осуществлялось политехническое образование. Не удивительно, что в эту образцовую школу только за 1934/35 уч. г. приехало за передовым опытом более 5 тыс. учителей.
Если оценивать в целом деятельность этой школы, то она, несомненно, являлась образцовой, но не в том узком плане, как это трактовалось в 30-е гг. По сути, модель такой школы стала базовой для советских образовательных учреждений не только 40-х – 50-х, но и всех последующих лет. Более того, только очень немногие, самые лучшие школы смогли подняться на уровень, на котором действовала 25-я.