Век образования. 1936 год
БОЛЬШЕ-МУРАШКИНСКАЯ ШКОЛАВторая половина 30-х гг. действительно, время, которое трудно оценивать какой-то одной меркой. Складывалась ситуация как в песне: “У нас героем становится любой”. И, фактически, даже самая маленькая школа, имеющая бедную материальную базу благодаря достигнутым результатам, могла оказаться победителем конкурса и стать известной всей стране.
Другое дело, что менялись и критерии победителей конкурса на образцовую школу. Если в 1934-35 гг. в качестве ведущих выступали такие как постановка политехнического образования и коммунистического воспитания, то в 1936 г. главным и единственным критерием становятся чисто учебные результаты. Более того, всего лишь по одному предмету – русскому языку. Как к этому отнестись? Наверное, тоже не однозначно, ведь, по сути, школе возвращалось ее главное назначение – обучать детей. Плохо другое, что оно становилось единственным.
Вот и Больше-Мурашкинская начальная школа Горьковской области никогда бы раньше не сумела бы прославиться. Это была скромная сельская школа с примитивной материальной базой, но где сложился не просто коллектив педагогов-энтузиастов, а очень крепких предметников. В это сейчас трудно поверить, но по уровню грамотности ученики этой школы показывали результаты в 110 раз лучше, чем ученики других школ области. В самых сложных диктантах они или вообще не делали ошибок, или совершали незначительные описки. Такие же показатели были и по другим предметам начальной школы.
И достигалось это только благодаря построению уроков, внеурочной деятельности на прочной базе методики работы дореволюционной школы, которая в 1936 г. – в стране победившего социализма, вдруг оказалась не только самой продуктивной, но и самой образцовой.