Век образования. 1938 год
Н. К. ГОНЧАРОВВ конце 30-х гг. на педагогическом Олимпе произошла полная смена караула. Творцы трудовой школы 20-х гг. да и руководители образования первой половины 30-х, те, кто не успел умереть, были расстреляны (Бубнов, Гайсинович, Пинкевич, Пистрак, Шохин и др.), находились в заключении или же были полностью устранены от педагогической деятельности.
Им на смену шла новая волна руководителей и ученых-педагогов “сталинской школы”, которым предстояло строить образование “на прочном фундаменте великого учения Ленина – Сталина”. Среди выдвиженцев, пожалуй, самой характерной, “знаковой” фигурой явился Николай Кириллович Гончаров (1902-1978). Выходец из семьи бедных крестьян (идеальная для того времени биография) он получает образование в высших учебных заведениях уже советского образца. В 1937 через год после окончания аспирантуры, сразу становится фактически главным редактором журнала “Советская педагогика” и инструктором ЦК ВКП (б), т. е. по сути, основным проводником партийных директив в области образования.
И надо отдать должное Гончаров прекрасно исполнил эту роль. Десятилетиями, находясь на руководящих постах в педагогической науке (1955-63 – вице-президент АПН РСФСР, главный редактор журнала “Советская педагогика”) именно он во многом сформировал этот феномен - “советская педагогика”. Высший пик влияния Гончарова приходится на 40-е – первую половину 60-х гг., когда выходят его главные труды “Основы педагогики”, “Вопросы педагогики”. Уже сами их названия имеют директивный характер. По книге “Основы педагогики” была организована широкая дискуссия, а на состоявшуюся в 1948 г. защиту докторской диссертации пришло столько педагогов, что они не вместились в зале, коридорах и даже лестницах, а стояли под окнами на улице.
Каковы же характерные черты той педагогической науки, которую создавал Гончаров вместе с единомышленниками (прежде всего Н. И. Болдыревым)? Они известны. Это превращение науки в средство комментирование и реализацию партийных постановлений, подмена исследовательских методик обобщением передового опыта учителей, уничижительная критика буржуазной педагогики. Но главная особенность советской педагогической науки по Гончарову это то, что она всегда занималась не сущим, а должным, т.е. описывала каким должен быть идеальный учитель, образцовый ребенок, а не исследовала реально существующие трудности и противоречия образовательного процесса.
При этом Н. К. Гончаров являлся личностью не ординарной, достаточно образованной, хорошо знающей современную зарубежную школу тех стран, куда он часто выезжал, неизменно возглавляя различные делегации. Но все это было намертво схвачено догматизмом, более того, возводимым самим Гончаровым в разряд высшей добродетели. Николай Кириллович оставался убежденным сталинистом и в 50-е, и в 60-е, и в 70-е гг. Менялось время, менялись взгляды окружающих его людей, не менялся только Гончаров.