Век образования. 1940 год
В.П. ПОТЕМКИНВладимиру Петровичу Потемкину (1874-1946) казалось бы, самой судьбой было уготовлено остаться в истории выразителем тоталитарной сталинской педагогики. Ведь он стал народным комиссаром просвещения в марте 1940 г., а в октябре 1943 был утвержден Президентом Академии педагогических наук РСФСР. Но такой вывод не только поверхностен, он не правомерен.
Владимир Петрович прожил как бы четыре жизни. В одной – дореволюционной он получил классическое образование на историко-филологическом факультете Московского университета, зарекомендовал себя как талантливый историк, блестяще освоил французский язык. В это же время он успешно преподает в частных учебных заведениях Москвы.
После революции принимает участие в подготовке программных документов о единой трудовой школе, даже в июле 1918 г. председательствует на Первом всероссийском съезде учителей. Вообще организация съездов было тогда его главным занятием. Сейчас это трудно себе даже представить, но в 1918-19 гг. в атмосфере гражданской войны под его руководством было проведено более 180 съездов и совещаний учителей и работников народного образованья, сыгравших важную роль в строительстве новой школы.
В начале 20-х гг. Потемкин заведовал Одесским губотделом народного образования и сумел сплотить вокруг себя очень способную творческую молодежь (Ривес, Шульман, Лозинский и др.), которая затем внесла свой существенный вклад в развитие отечественного образования.
Далее судьба Потемкина делает крутой поворот и с 1922 г. он находится на дипломатической работе, занимая ряд ответственных постов. В частности он являлся послом в Греции, в Италии, во Франции. А в апреле 1937 г. был назначен замнаркома иностранных дел.
Сейчас трудно судить, почему именно Потемкин чуть ли не единственный уцелел из практически полностью расстрелянного дипломатического корпуса, как и установить в силу каких обстоятельств он оказался на посту руководителя Наркомпроса.
Но, несомненно, это был удачный выбор. Время нахождения Владимира Петровича на этом посту было крайне тяжелым. И все-таки удалось не только сохранить школу, но и провести ряд пусть и неоднозначно оцененных преобразований.
Вместе с тем, когда читаешь статьи и речи Потемкина этого периода, создается впечатление, что ему по-человечески было очень скучно заниматься всей этой организационно-педагогической деятельностью. Свою отдушину он нашел в создании Академии педагогических наук. В ее состав были включены как крупные ученые с мировым именем, так и педагоги и психологи, получившие, как правило, образование еще в дореволюционных университетах. Все это и обусловило как высокий уровень культуры членов новой Академии так и фундаментальность ее деятельности. Вторая половина 40-х гг. явилась “золотым веком” Академии, той интеллектуальной и нравственной планкой, к покорению которой она в последующие годы даже не приблизилась.