К обложке журнала

Назад к таблице

Век образования. 1941 год

АРКАДИЙ ГАЙДАР

Казалось бы, писателя Аркадия Петровича Голикова известного под псевдонимом Гайдар (1904-1941) нет формально оснований причислять к педагогическому сообществу. Но это на чисто внешний, поверхностный взгляд. На самом деле он являлся именно педагогом, только выражавшим свои идеи не в виде монографий или описания опыта, а в художественных произведениях. Выходец из семьи учителя, даже не окончивший реального училища, он уже в 14 лет вступает в Красную армию, а в 16 уже командует сакраментальным полком (правда запасным и меньше месяца). Когда перечитываешь произведения Гайдара, то возникает острое ощущение, что все это от того, что он не доиграл в детстве и как бы наверстывал в книгах то, что должен был реально прожить в подростковые и юношеские годы.

Тонкий психолог Аркадий Гайдар хорошо знал мир детства, поэтому его произведения очень эмоциональны, в них за каждым, казалось бы, маленьким делом, стоит большая светлая перспектива, за которую и должны бороться дети.

Зная стремление подростков к приключениям, их страсть к играм, богатое воображение, Гайдар наполнил свои произведения неповторимой, чарующей романтикой. Все это вместе и сделало его книги по-настоящему любимыми.

Зная стремление детей к подражанию, Гайдар совершенно осознанно создал заразительный образ Тимура и его команды, которые вызвали массовое подражание. В этом весь Гайдар, который считал педагогическую направленность главным в своем творчестве. По этому поводу он выразился вполне определенно: “Пусть когда-нибудь подумают, что вот жили такие люди, которые из хитрости назывались детскими писателями. На самом же деле они готовили краснозвездную крепкую гвардию”. Возможно, кого-то сейчас шокирует прямота такой позиции, но в те предвоенные годы произведения Гайдара играли большую гуманную роль, вспомним хотя бы как в “Судьбе барабанщика” рельефно проводился спасительный тогда тезис, что “сын за отца не отвечает”.

Созданное же под обаянием книги тимуровское движение сыграло огромную роль во время войны, да и в последующие годы стало настоящим социально-педагогическим феноменом.

Характерно, что в 50-80-е гг. с самых высоких трибун неоднократно раздавались призывы к созданию нового –подобного же движения вроде тимуровского. Однако так ничего и не получилось. Пожалуй, можно привести только одну историческую параллель – это развернутая во многом благодаря журналистскому и писательскому таланту Симона Львовича Соловейчика коммунарское движение.

Назад к таблице

Хостинг от uCoz