Век образования. 1942 год
И. Ф. СВАДКОВСКИЙ
В годы тяжелых испытаний,
воин, социальных потрясений на авансцену
педагогической деятельности решительно выходят
мужчины, взваливая на свои плечи сложнейшие
проблемы, защищая, спасая как детей, так и
педагогов-женщин. Имя Ивана Фомича Свадковского (1895-1977) не относится к числу тех, которые сейчас привычно упоминаются среди признанных педагогов-гуманистов. Во многом это отягощено общим негативным идеологическим клише по отношению к большинству советских педагогов 40-50-х гг., входивших тогда в число официально признанных ученых. Однако, у всех кто когда-нибудь учился у Свадковского, работал вместе с ним упоминание его имени вызывает прилив самых добрых чувств. Начало жизненного пути Ивана Фомича было непростым. Бедная крестьянская семья, с большим трудом пробиваемая дорога к образованию. В 19 лет, после окончания учительской семинарии, он становится заведующим приходской школы. Уже тогда молодой учитель стремился воплотить идеи Толстого и Руссо о развитии у школьников познавательных интересов и творческих способностей, осуществлял гуманный подход к детям, связывал обучение с трудом в условиях сельской жизни. Подчеркнем, что в дальнейшем эти базовые ценности оставались у Свадковского неизменными в независимости от политической или педагогической коньюктуры. Более того, в трудные времена они особенно актуализировались. В 20-е гг., после окончания Академии коммунистического воспитания, Свадковский занимается, прежде всего, историко-педагогическими исследованиями. Он самостоятельно изучает английский, немецкий и французский языки, проходит годичную стажировку в США. В конце 20-х гг. занимает ведущие посты в Институте научной педагогики, а затем работает в МГПИ. В 30-е гг. он создает ряд работ по ключевым для него проблемам: нравственное формирование детей, их трудовое воспитание, развитие школьного самоуправления. В 1942 г. по собственной просьбе известный ученый-теоретик, заведующий кафедрой педагогики, становится директором трех детских домов в селе Екатерининском, расположенном в глухой тайге, более чем в трехстах километрах к северу от Омска. Причем, это были детские дома, находившиеся в крайне плачевном состоянии. Нельзя не удивиться и вместе с тем не испытать уважение перед таким прямо скажем неординарным поступком. Однако, самое интересное, что Свадковский все военные годы не только заведовал этими детскими домами, но и вел экспериментальную деятельность. Поучительный опыт был, затем им представлен в интересной книге “Записки воспитателя”, которую полезно и сейчас почитать начинающим педагогам. В послевоенное время Свадковский продолжал многогранную деятельность – стал первым директором НИИ теории и истории педагогики, был избран действительным членом АПН СССР. Но в историю российского просвещения он вошел, прежде всего, двумя своими главными делами – как редактор букваря, который пользовался признанием широкой педагогической общественности и организатор подготовки учителей начальной школы с высшим образованием. Согласно завещанию, на его могильной плите была высечена короткая, но полная достоинства надпись: “Учитель И. Ф. Свадковский”. |