К обложке журнала

Назад к таблице

Век образования. 1944 год

С. Л. РУБИНШТЕЙН

При всем трагизме обстановки Великая Отечественная война для многих людей явилась временем наивысшего подъема их деятельности, а так же общественного признания. Все это в полной мере относится к одному из самых выдающихся отечественных философов и психологов Сергею Леонидовичу Рубинштейну (1889-1960). В годы войны его главный труд “Основы общей психологии” удостаивается высшей тогда награды Сталинской премии. Рубинштейна назначают директором Института психологии. Он организует и возглавляет кафедру психологии в МГУ. Его избирают членом корреспондентом АН СССР и академиком АПН РСФСР. И это было правомерное признание заслуг Сергея Леонидовича.

Разумеется, путь к этому был непрост. Выходец из семьи богатого одесского адвоката, по болезни получивший домашнее образование Рубинштейн проходит фундаментальную подготовку в Марбургском университете, где защищает докторскую диссертацию по философии.

В 1914 г. он возвращается в Одессу, преподает в гимназии, а в 1921 г. избирается профессором кафедры психологии Университета. В это время Рубинштейн в основном занимается философскими проблемами. Однако, уже в 1922 г. он, понимая, что время свободного философствования закончилось, покидает Университет и находит себе убежище на посту директора Научной библиотеки, где получает возможность прочитать всю имеющуюся литературу по психологии. Именно в этой своеобразной ссылке Рубинштейн закладывает фундамент поражавшей потом всех эрудиции в сфере современной психологической науки. Добавим, что Сергей Леонидович свободно владел пятью языками.

В 1930 г. его затворничество заканчивается. По приглашению М.Я. Басова он становится заведующим кафедрой психологии ЛГПИ им. Герцена. Именно в 30-е гг. им закладывается субъектно-деятельностная теория развития. Смысл ее в проекции на педагогику состоял в том, что личность в деятельности не только обнаруживается и проявляется, но созидается и определяется. А главным фактором развития становится самосозидание субъекта.

С самого начала эта концепция Рубинштейна вступила в оппозицию с культурно-исторической теорией Л. Выготского, что в последующем принесло Сергею Леонидовичу немало неприятностей при жизни и определенную неприязнь к представителям его научной школы после смерти. Однако, книги Рубинштейна “Основы психологии”, “Основы общей психологии” составили для нескольких поколений психологов и педагогов общий базовый фундамент. Они стали своеобразной библией, книгой номер один советской психологии.

В годы войны Рубинштейн проявил незаурядное мужество и большие человеческие качества. Блокадной зимой 1942 г. он сам очень слабый ходил через весь город в окраинный госпиталь, чтобы поделиться пайком с умирающим от голода аспирантом. Вообще внешне очень сдержанный, даже суховатый Рубинштейн всегда удивительно заботился о своих учениках, а студентам давал по их просьбе деньги без отдачи. Может быть, отчасти это было вызвано тем, что своих детей у Сергея Леонидовича не было.

После войны, особенно с 1947 г., для ученого наступили тяжелые времена. По нему пришелся удар как по “главному космополиту психологии”. Началась травля, в которую были втянуты даже студенты, вывешивавшие перед аудиторией плакат “Космополита Рубинштейна - вон из университета”. Шли бесконечные проработки его книги “Основы общей психологии”, где Сергею Леонидовичу навешивались опасные идеологические ярлыки. Публиковались уничтожающие статьи с выражениями типа “блудливый язык Рубинштейна”. Разумеется, его вынудили оставить все посты, которые он занимал. Был рассыпан набор новой книги “Философские корни психологии”. Самому же Рубинштейну реально угрожала высылка в Казахстан.

Однако Сергей Леонидович не сломался и с середины 50-х гг., когда обстановка изменилась, он вновь возвращается в науку. Издает несколько фундаментальных трудов. В конце 50-х гг. Рубинштейн приступает к подготовке своего главного философско-психологического труда “Человек и мир”. Но закончить он его не смог, не выдержало с детства больное сердце.

Назад к таблице

Хостинг от uCoz